Чаще всего воспитанников российских детдомов огорчает и вызывает у них грусть отношение сотрудников учреждений к детям. Такой ответ дали 26% детдомовцев, опрошенных в ходе масштабного исследования «Образ воспитателя детских домов: идеальный и реальный», проведенного БФ «Арифметика добра» при поддержке БФ «Нужна помощь».
На втором месте среди источников негативных эмоций у воспитанников оказались проблемы в личных отношениях (24%), на третьем, со значительным отрывом – тоска по родным (12%). На первом месте среди советов, которые детдомовцы дали бы воспитателям – быть терпимее к детям, проявлять к ним меньше жестокости (11 из 36 полученных ответов), а также – давать больше поддержки, проявлять внимание и отзывчивость (9 ответов).
При этом в целом образ воспитателей детдомов в глазах их подопечных оказался вполне положительным: они проявляют к детям внимание и заботу, сообщили 89% опрошенных, обеспечивают безопасность и свободу самовыражения (84%), готовят воспитанников к самостоятельной жизни (82%).
Наиболее важными целями воспитания детей в детском доме его сотрудники назвали бытовые базовые навыки, безопасное поведение и самостоятельность детей. Среди наименее важных – семейное устройство, на которое к тому же воспитатели, по их словам, не могут повлиять, а также умение строить отношения с людьми, и реализация творческих способностей воспитанников.
Результаты исследования будут использованы для улучшения текущей работы с организациями для детей-сирот и разработки профессионального образовательного стандарта «Специалист в области семейного воспитания», рассказали в БФ «Арифметика добра». Со стороны взрослых в нем принимали участие воспитатели, руководители организаций и другие специалисты, со стороны детей — участники программы «Шанс» и образовательного кампуса, организованного «Арифметикой добра» в августе 2018 г.
Из исследования можно узнать, какие цели воспитания ставят перед собой воспитатели и в какой мере, по мнению опрошенных, они реализуются на практике; какие цели. достигаются реже всего и как, по мнению опрошенных, это можно исправить; что лучше всего удаётся воспитателям детских домов по мнению самих детей; что больше всего беспокоит детей в системе, и др. Ознакомиться с полученными результатами можно по ссылке.