Первого октября, ровно в полдень, в Смоленске вручают медаль «За боевые заслуги» ветерану Великой Отечественной войны Анне Савельевне Причепа. От имени Президента России, чья подпись значится под только что выписанными документами, боевую награду вручит военный комиссар Смоленской области полковник Владимир Рыкалов, сообщает «РГ».
Приказ о награждении санитарки, а затем повара эвакогоспиталя Анны Космачевой (девичья фамилия фронтовички), находившейся в действующей армии с июля 1941 года, вышел в августе 45-го, но узнала об этом Анна Савельевна только 70 лет спустя: в электронном банке документов из Центрального архива Минобороны РФ сын обнаружил ее наградной лист.
«Я сам человек военный, знаю, что медаль «За боевые заслуги» – серьезная награда, за нее люди кровь проливают, – говорит Владимир Причепа. – Нашел приказ и глазам не поверил – все совпадает: дата рождения, девичья фамилия, часть, где служила. При этом я точно знал, что такой медали у матери среди наград не было…».
Последовали запросы, сверка персональных данных, переписка между военными инстанциями. В итоге в Управлении по государственным наградам Президента России, где и было принято решение о вручении А.С. Причепе (Космачевой), 1924 года рождения, проживающей ныне в Смоленске, медали «За боевые заслуги».
Война застала Нюру в Смоленске. Она тогда жила у старшего брата Прохора – перебралась из родной деревни в город, чтобы учиться в восьмом классе. Приближались немцы, город бомбили, и брат решил, что с родителями в Гороховке девочке будет безопаснее. Сдав последний экзамен, Нюра прямо из школы отправилась на вокзал, где на путях стоял длинный состав, состоявший из открытых железнодорожных платформ.
Вдруг девочка услышала, как ее кто-то зовет. Обернувшись, она увидела у эшелона старшую сестру Матрену, которая тогда работала под Смоленском, в Красном бору. Как оказалось, ехать к родителям было уже нельзя: в Гороховке были немцы, и девочке оставалось только присоединиться к сестре и ее детям.
Поезд довез людей из Смоленска совсем недалеко – в Кардымовский район, к знаменитой теперь Соловьевой переправе, которая с середины июля 1941 года осталась единственным каналом материально-технического обеспечения войск Западного фронта. Беженцы перебрались через Днепр и отправились в путь, плохо представляя себе, куда они идут, и что ждет их впереди. Добрались до самого Подмосковья!
Узнав, что усталые и измученные дорогой люди идут из Смоленска, им подсказали: а вот тут как раз смоленский госпиталь формируется, вы обратитесь туда за помощью. Почему госпиталь смоленский? Да потому, что руководил им смоленский врач Михаил Филиппович Андрейченко. Он принял на работу земляков – Нюра, несмотря на свое малолетство, пошла добровольцем в санитарки, а ее сестра получила работу на кухне. Из Подмосковья эвакогоспиталь переместился в небольшой городок Касли Челябинской области, где и находился вплоть до апреля 1942 года. С началом наступления Красной армии эвакогоспиталь влился в состав 31-й армии Западного фронта. Сестра с детьми остались в тылу, а Нюра отправилась на фронт.
В какой-то момент эвакогоспиталь остановился на станции Катынь под Смоленском, откуда до родной деревни было рукой подать. Начальник отпустил Нюру, и она бросилась в Гороховку – переправилась на лодке через Днепр, а там несколько километров пешком. Родители и младшая сестра, к счастью, пережили оккупацию – во многом благодаря решительности матери. Отец Нюры, воевавший в Первую мировую, болел, и она, чтобы отвадить нежелательных гостей, рассказывала, что у мужа нашли заразную болезнь. Вот все и избегали их дом, а младшую дочку Женю, когда появлялись чужие, она прятала под юбкой.
Нюра проговорила с родителями всю ночь, а к шести утра, как и было приказано, вернулась в эвакогоспиталь.
Сейчас у Анны Савельевны награды за взятие Кенигсберга, за освобождение Праги. В задачу эвакогоспиталя входила транспортировка раненых из медсанбатов в тыл. Нередко прямо в дороге тяжелораненым делали переливание крови, и донорами были работники госпиталя. И переливание это проводили напрямую – на одной койке лежал боец, а на соседней – Нюра. Ее последнее переливание было уже после окончания войны – 30 мая 1945 года, в Праге, а в августе эвакогоспиталь расформировали.
Именно тогда был издан приказ о награждении Анны Савельевны Космачевой медалью «За боевые заслуги», но она об этом уже не узнала – уехала домой. В 1954 году областной военкомат предпринял попытку вручить награду, но найти ее в Смоленске не сумел, и в орденской книжке появилась запись: «Награжденная в Смоленской области не проживает». Хотя в 1946 году Анна Савельевна вернулась в Смоленск и город уже не покидала. Работая на станции Смоленск-Центральный, она успела принять участие в строительстве здания железнодорожного вокзала, а с 1952 года и до самой пенсии служила техническим секретарем в орготделе Смоленского обкома КПСС.