На портале «Йод» вышел материал о закрытии в Москве лечебно-производственных мастерских (ЛПМ) при психоневрологических диспансерах. В таких мастерских люди с психическими расстройствами под руководством воспитателей выполняют несложную ручную работу, получают за это вознаграждение.
«Для большинства людей с ментальными нарушениями ЛПМ чуть ли не единственная возможность находиться в обществе, трудиться и зарабатывать. Другой возможности сохранить остаточную трудоспособность для ментальных инвалидов — а их в России, по данным Минздрава, более четырех миллионов, — не существует», — сказано в публикации.
Поводом для статьи послужило закрытие ЛПМ при психоневрологическом диспансере № 18. Двадцати пяти пациентам диспансера — некоторые из них работали в мастерской больше двадцать лет — теперь некуда ходить на работу. Здание мастерской опечатали на 90 суток по решению Роспотребнадзора. Официальная причина — «неудовлетворительное санитарно-техническое состояние».
Заместитель директора ЛПМ при психоневрологическом диспансере № 18 Наталья Кощеева уверена, что мастерскую после ремонта не откроют. Об этом ей сказал главный врач психиатрической больницы № 14 Игорь Кожекин. Два года назад в процессе оптимизации больница № 14 присоединила ПНД № 18.
«Трудовая мастерская при ПНД № 18 работала с 80-х годов прошлого века. В советское время, когда трудовые мастерские были почти при каждой психиатрической больнице, там работали сотни человек», — пишет «Йод».
Издание шаг за шагом прослеживает хронику отказа государства от содержания трудовых мастерских шаг за шагом. «В 90-е годы мастерская при ПНД№ 18 перешла на хозрасчет, но ей разрешили продолжать занимать муниципальное здание и сделали скидку на оплату коммунальных услуг.
«Диспансер нам помогал часто заказами. Мы делали полиграфическую продукцию для медучреждений. Некоторые заказы находили самостоятельно. Кроме пациентов диспансера, в мастерской трудились профессионалы, они выполняли более сложную работу. Мы не только вышли на самоокупаемость, но и прибыль приносили», — рассказывает Наталья Кощеева».
После присоединения ПНД к больнице № 14 планы на ЛПМ поменялись. Главный врач запланировал открыть в здании дневной отделение психиатрической больницы. «Еще несколько лет назад в Москве были десятки мастерских. Они до сих пор почти все существуют на бумаге, но пациентов там нет. Потому что нет заказов. Больницы им теперь не помогают, а конкурировать с коммерческими предприятиями мастерские для инвалидов с психическими расстройствами не могут. Наши работники инвалиды. У них выработка низкая. Без поддержки государства мастерские не выживут. Нас просто выгнали на улицу», — приводит слова Натальи Кощеевой издание.
Корреспондент «Йода» не смогла добиться комментариев по поводу ситуации ни у главного врача 14-й больницы Игоря Кожекина, ни у Алексея Хрипуна, руководителя Департамента здравоохранения Москвы.