Общественное мнение по вопросу о допустимости и необходимости вмешательства в дела семьи и отобрания детей при возможной угрозе для них будет основываться на эмоциях меняться в зависимости от конкретных случаев, пока не изменятся принципы работы государственных органов в этой области, считает директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства Александра Марова. Фонд разработал свои предложения по исправлению дефектов законодательства.
«Если мы проанализируем реакцию общественности на ситуации, связанные с отобранием детей из семьи или смерти детей от действий родителей или опекунов, то обнаружим определенную закономерность, – говорится в заявлении руководителя фонда, распространенном его пресс-службой.
– Всякий раз, когда дети погибают от рук собственных родителей, общество начинает возмущаться действиями, а точнее, бездействием, специалистов органов опеки и кричать, что те «недоглядели», «как могли не заметить», «где были раньше» и т.п.
Когда же непосредственную угрозу жизни и здоровью ребенка удается выявить раньше и забрать его из семьи, то неминуемо начинают раздаваться обвинения: «как можно было забрать ребенка непонятно за что». И так по кругу.
Это будет повторяться до тех пор, пока сфера работы с семьей не переориентируется в сторону необходимости сохранения семьи для ребенка в каждом возможном случае.
Нам не кажется удивительным и странным, что ракеты или дома создают люди с профессиональными знаниями и компетенциями. Но почему-то мы считаем, что процесс работы с семьей и отобрания ребенка может регулировать общество, а не эксперты и профессионалы».
Александра Марова рассказала о предложениях по изменению процедуры изъятия ребенка, разработанных экспертами фонда: «Во-первых, недопустимо отбирать детей только в ситуации, когда есть подозрение на угрозу для ребенка, если, например, дома просто грязно или когда нет еды. В каждой ситуации необходимо разбираться, беря за основу чувства и переживания ребенка, который может лишиться самого близкого и дорого человека, знакомого и стабильного окружения.
В случае же если существует непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка, нужно оперативно исследовать ситуацию, и если ребенку действительно угрожает серьезная опасность, то принять меру по его защите, но не через классическое отобрание, как это выглядит сейчас.
Должна стоять задача обеспечения для ребенка безопасности в знакомых и наименее травматичных для него условиях. Например, если жизнь с родителями создает угрозу для его безопасности, то ребенка часто достаточно перевести на проживание к бабушке или другому близкому человеку, с которым он знаком и близок, а не забирать в приют. И пока он там, провести исследование ситуации в семье и помочь родителям справиться с трудностями.
Внедрение подобного механизма позволило бы существенно снизить число изъятых детей и минимизировать их психические травмы, которые неминуемо возникают при изъятии.
Во-вторых, необходимо дать органам опеки профессиональные инструменты оценки. Пока оценка ситуации происходит субъективно, «на глазок». И если в самых вопиющих ситуациях мнения опеки и общественности совпадают, то в более спорных возникают разные мнения относительно того, действительно ли ситуация представляла опасность для ребенка. Необходимы четкие критерии и методики оценки и, главное, чтобы все специалисты их понимали и применяли на практике одинаково.
И, наконец, орган опеки – это ОРГАН, уполномоченный принимать решения в интересах детей. По сути, это чиновники и управленцы. И очень странно, что чиновники и управленцы должны оценивать такие тонкие сферы жизни семьи, как их взаимоотношения и психологическое состояние внутри семьи. К оценке ситуации в семье в таких случаях необходимо привлекать психологов и других профильных специалистов. И только после их заключений принимать решения относительно угроз для ребенка».
Предложения, подготовленные в фонде, донесены до профильных министерств и ведомств, которым поручено проработать поручение президента РФ, данное по итогам пресс-конференции 23 декабря 2016 года об анализе практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью», рассказали в благотворительной организации.
Ранее стало известно о подготовке предложений по изменению порядка работы с кризисными семьями и отобрания детей, ведущейся в Минобрнауки РФ. Также свои предложения по этой теме представили в БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Подготовка соответствующих законодательных инициатив ведется и профильной комиссией, созданной при Совете Федерации.
Регламенты изъятия детей из семьи готовят НКО, Мизулина и Минобрнауки