Жительница Хабаровского края Наталья Г. была вынуждена выкупить 11 мест в самолете авиакомпании Utair для двоих детей-инвалидов, которых она везла в Москву из Кургана после лечения. Авиакомпания не была заранее информирована об особых потребностях пассажиров, заявляют ее представители. После огласки случившегося в СМИ Следственный комитет начал проверку. Ранее подобные инциденты уже привлекали общественное внимание, однако до сих пор их причину так и не удалось устранить.
«У Натальи на иждивении два сына с инвалидностью, Максим и Матвей, им по семь лет, у мальчишек ДЦП, – рассказала ИА «Хабаровский край сегодня» председатель хабаровского краевого отделения «Российского детского фонда» Елена Суркова. – Ребята по квоте краевого минздрава получили возможность лечения в медицинском центре имени Илизарова в Кургане».
Из-за того, что Фонд социального страхования лишь в январе выставил на торги заявку на авиабилеты для направляющихся на лечение, средства для полета семьи в Курган и обратно там выделить не смогли, пояснила руководитель благотворительной организации. Билеты из Хабаровска в Москву и обратно для женщины с детьми-инвалидами и их помощника фонд оплатил по совместной программе с Аэрофлотом пожертвованными его пассажирами «милями доброты».
Поскольку в Курган «Аэрофлот» не летает, на четверых пассажиров выдали дополнительно 40 тысяч рублей, чтобы попасть туда из Москвы, а на обратом пути вернуться в столицу для пересадки. После операций одного из близнецов можно было перевозить лишь лежа, у второго была загипсована нога. При покупке билетов только за лежачего ребенка вместо четырех тысяч рублей потребовали заплатить 48 тысяч. В результате общая стоимость билетов из Кургана в Москву превысила 60 тысяч рублей.
«Мне сказали, что так как Максим лежачий, необходимо оплатить все 9 мест, которые будут заняты для установки носилок, – рассказала мать. – Матвею необходимо оплатить дополнительное место, так как у него одна нога в гипсе, не сгибается. Так мне объяснили в аэропорту, сказали, что в этой авиакомпании такие правила. Таких денег у меня с собой не было, я позвонила за помощью в фонд, позвонила своим родителям, они часть прислали на карточку, пришлось ещё снять с кредитной».
«Почему мы не можем для больных детей организовать бесплатные билеты на самолет на лечение? У нас ребят с инвалидностью в Хабаровском крае наберётся чуть больше пяти тысяч. Тот же Фонд социального страхования, когда в марте у них появятся на это деньги, если билеты на поезд будут хоть на рубль дешевле – никогда не отправят маму с ребенком самолетом», – подчеркнула Елена Суркова.
Она отметила, что поездки по железной дороге, к которым подталкивает родителей ФСС, при дальних расстояниях оказываются невыносимо тяжелыми для больных детей, и сопровождаются конфликтами с другими пассажирами.
Компания не была уведомлена о том, что на рейсе будут маломобильные пассажиры, перевозчик должен заранее знать о таких клиентах и подготовиться к их перевозке, – заявили РИА Новости представители Utair.
В мае 2018 г. Кургане отказались посадить в самолет UTair 16-летнего Андрея Пищева, подростка-инвалида из Приморья, возвращавшегося домой после операции в центре Илизарова. В авиакомпании причиной назвали непредоставление нужной информации при заказе билетов сотрудниками ФСС.
Подобные инциденты связаны с тем, что каждый год в ФСС начинают работу по контрактам на авиаперевозки в январе. От начала процедуры, и до того момента, когда контракт заключен и по нему выдают билеты, может пройти и 2, и 3 месяца, что приводит к очередям и другим нарушениям, рассказал тогда порталу Милосердие.ru руководитель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) в Приморском крае Александр Батлук.
«Проблема в том, что у них, во-первых, недостаточное финансирование. Во-вторых, оно поступает неравномерно. За время проведения закупочных процедур накапливается очередь. И эта ситуация характерна не только для Дальнего Востока, а для России в целом. Более того, те, у кого есть деньги, покупают билеты за свой счет, а потом обращаются в ФСС за возмещением – и им отказывают. По установленному порядку, эта льгота предоставляется только в натуральной форме, ее нельзя компенсировать», – пояснил эксперт.
По его словам, один из путей изменения ситуации – выплата инвалидам возмещения за самостоятельно приобретенные билеты при поездке на лечение. С другой стороны, возможны улучшения в самой контрактной системе закупки билетов, включая изменение сроков объявления конкурсов.