Госдума приняла во втором чтении законопроект с поправками к закону о соцобслуживании, закрепляющий возможность отказа, в том числе временного, в социальном обслуживании на дому или в полустационарной форме по медицинским показаниям.
Речь идет о пациентах, представляющих из-за своих болезней угрозу для сотрудников и других подопечных центров дневного пребывания, или для соцработников, которые помогают старикам и инвалидам на дому – приносят и готовят еду, делают уборку, сопровождают к врачу и так далее.
«Документ направлен прежде всего на защиту труда социальных работников. В том случае, если у человека диагностируется опасное для здоровья окружающих заболевание (туберкулез, иные инфекционные заболевания, психические расстройства и др.), то ему будет отказано в обслуживании на дому, в стационаре и в полустационаре», – пояснила депутат Думы Екатерина Стенякина.
«В то же время, социальная служба в таких случаях обязана проинформировать соответствующие медицинские учреждения, которые должны будет взять этого пациента на учет и медицинское сопровождение. Это значит, что люди не останутся один на один со своей болезнью. Им начнут оказывать помощь узкопрофильные специалисты. И длиться это будет до тех пор, пока человек не выздоровеет» – рассказала она.
Перечень заболеваний, при которых соцработники не смогут помогать нуждающимся, должен быть утвержден Минздравом. Сейчас такой список используется при помещении на стационарное соцобслуживание. В стационар соцзащиты могут не попасть, например, люди с раковыми опухолями, которые сопровождаются обильными выделениями; туберкулезные больные, выделяющие бактерии; люди с тяжелыми хроническими психическими расстройствами, с частыми приступами эпилепсии, стомой мочевого пузыря и рядом других заболеваний.
Пациенты, которым по медпоказаниям не будет положена социальная помощь на дому или в полустационаре, если они не находятся в больнице, не смогут получать помощь в рамках системы долговременного ухода и станут «еще одной категорией, которая у нас может получать уход только от родных, равно как и дети», прокомментировала законопроект «Милосердию.ru» лидер движения «Право на уход» Светлана Штаркова. При этом пособие для тех, кто будет за ними ухаживать, повышать не планируется, отметила она.
Если человек с противопоказаниями для соцобслуживания недееспособен, и родные откажутся ухаживать за ним, государству все равно придется так или иначе устраивать его в учреждение, где затраты на него будут намного выше, чем требуется на повышение пособия по уходу для родственников до разумного размера, подчеркивает эксперт.
«Конечно, в этом проекте есть здравое зерно. Человек с острой заразной формой туберкулеза, выделяющий бактерии, должен пройти лечение в специальном учреждении, острое психическое состояние нужно купировать в психиатрическом стационаре и так далее. У нас были подопечные с ВИЧ, которым мы отказывали в помощи на дому – не потому, что боялись этой болезни, а потому, что они были в таком состоянии, когда без лечения в больнице они бы просто не выжили», – рассказала «Милосердию.ru» руководитель Патронажной службы помощи «Милосердие» Алена Давыдова.
Также, по ее словам, альтернативой соцобслуживанию для тяжелобольного и нуждающегося в уходе человека может стать выездная паллиативная помощь, по крайней мере в Москве, где такая помощь доступна.
«Важно, чтобы в списке противопоказаний были точно определены не только сами болезни, но и особенности вызванных ими состояний, – отметила Алена Давыдова. – Потому что психическим заболеванием в тяжелой стадии может быть, например, и деменция. Но пациентов с ней часто не требуется из-за этого лишать возможности получать соцобслуживание на дому, в котором они очень нуждаются. Важно, чтобы такой закон, как и любой другой, был интерпретирован правильным образом. И чтобы те, кому откажут в соцобслуживании по болезни, вместе с этим отказом получали необходимую помощь в тех формах, в которых ее возможно оказать».