Иконописная мастерская «Журавли», где бесплатно обучаются дети и взрослые с ограниченными возможностями, проводит дополнительный набор обучающихся с сохранным интеллектом. Проект нуждается в финансовой поддержке неравнодушных людей.
Занятия еженедельно проходят в Москве. Для записи необходимо пройти собеседование при участии психолога, по его результатам будет приниматься решение о зачислении в новую группу. Собеседование должно показать, готов ли человек обучаться, понимает ли инструкции, может ли выполнять задания и т д., пояснили организаторы.
По их словам, название мастерской связано с тем, что на ее создание вдохновила история Григория Журавлева – безрукого и безногого иконописца из крестьян, о котором ранее рассказывало Милосердие.ru.
«Уже около года мы обучаем иконописи людей с ограниченными возможностями. Абсолютно бесплатно для них, это социальный проект, – рассказала руководитель и преподаватель мастерской Мария Гончарова.
– Люди с какими ограничениями обучаются сейчас?
– Это в основном какие-то физические недуги. Хотя, например, у нас учится мальчик 12 лет, который имеет определенные нарушения, из-за них он находится на домашнем обучении. Но психолог на собеседовании подтвердил его готовность учиться, и мы просто стараемся ему более подробно все объяснять.
Конечно, таких людей, как Григорий Журавлев, без рук и без ног, у нас нет, наши ученики в основном держат кисть руками. Но есть те, у кого проблемы с суставами, в том числе и рук, те, кто использует протезы ног, испытывает последствия ДЦП, и так далее.
– Вы используете какие-то особые технологии обучения?
– Глобальной разницы с обучением здоровых у нас нет. Просто, я думаю, гораздо больше уделяется внимания ученикам. Со всеми взрослыми – как с детками, более тщательно, детально, подробно. В обычных школах дается задание, ученики идут и сами его делают, пока не достигнут результата. Тут же, конечно, половину работы преподаватель берет на себя, чтобы остальное ученики уже наверняка смогли бы сделать.
– По каким технологиям ведется работа?
– Мы пишем иконы темперой на яичной эмульсии. Чтобы не тратить половину урока на приготовление краски, я делаю ее заранее – на яйце, на вине, как полагается. На первых занятиях каждый из учеников пробовал сам все это делать, но каждый раз по часу тереть краски людям с ограниченными возможностями бывает просто тяжело, здесь нужны физические усилия.
– Люди изучают иконопись только для собственного удовольствия, или это умение может им пригодиться и для заработка?
– Изначально это, конечно, некая социализация, самореализация. Но сейчас, например, один из обучающихся видит это как будущую профессию, как дело своей жизни. И даже какие-то люди готовы были покупать у него иконы, чтобы тем самым помочь ему, потому что он инвалид, из малоимущей семьи, и благотворительные фонды собирают средства на его реабилитацию. Тут нет речи о заработке, но, наверное, в перспективе каждый бы хотел, чтобы это умение как-то помогло ему в жизни. Все наши обучающиеся сейчас – малообеспеченные люди.
– Занятие иконописью предполагает наличие не только способностей, но и веры, и внутренней дисциплины, предъявляются ли такие требования?
– Я не ставлю таких границ на начальном этапе, но сами учащиеся это понимают в процессе обучения. Во время пилотного проекта, прошлой весной, желающих учиться было 25 человек, потом стали заниматься человек 15, потом еще отсеялись, осталось сейчас до 5 человек.
Люди сами в процессе обучения понимают, если это для них сложно, непосильно. Если я начну сразу это объяснять, меня не поймут. Соприкасаясь с иконописью, люди понимают, для них она, или нет. Многие понимают, что они не готовы. Я считаю, что лучше будет, если сейчас запишется максимальное количество людей, потом кто-то отсеется. Чем больше придет – тем больше останется.
– Где проводятся занятия?
– В Москве, в районе метро Динамо, тут находится моя мастерская, тут же и проводим обучение. Занятия проходят раз в неделю. Как долго их посещать – каждый сам для себя решает, сколько ему заниматься. Я и сама продолжаю повышать квалификацию, учиться новым технологиям. Для меня это нескончаемый процесс, а как будет для других – они решают сами. Четких временных рамок у нашего курса нет».