Число рабочих мест в компаниях, готовых принять на работу людей с ментальной инвалидностью – подопечных фонда «Лучшие друзья», превысило число соискателей. Благотворительная организация приглашает людей старше 18 лет с РАС, синдромом Дауна, синдромом Вильямса, умственной отсталостью и другими подобными нарушениями, желающих и способных работать в обычных коммерческих структурах.
Участники программы получают бесплатное сопровождение в первое время своей работы. Войти в их число смогут те, кто соответствует основным критериям, среди которых – сформированная мотивация к работе (самостоятельная, а не родителя/опекуна), и наличие определенных умений или навыков.
– На данный момент наши подопечные работают в Москве и ближайшем Подмосковье, – рассказала порталу Милосердие.ru представитель фонда «Лучшие друзья» Анна Куликова. – Это связано с тем, что мы осуществляем поддерживаемое трудоустройство. В первое время, по мере необходимости (срок точно не оговорен), мы каждый день ходим вместе с человеком на работу, помогаем ему.
Кому-то нужен месяц, кому-то полтора, кому-то хватает и недели. Далеко мы не выезжаем, пока есть один случай – мы трудоустроили двух человек в Воронеже, на предприятии федеральной сети, которая очень хотела взять людей на работу и в регионе. Туда мы смогли отправить двоих сотрудников в командировку. Вообще же распространение проекта в регионах ограничивается финансовыми вопросами.
– О какой работе идет речь? Это курьеры?
– Да, бесспорно, по большей части это низкоквалифицированный труд, не все наши подопечные могут выполнять сложную работу. Это курьеры, это фасовщики, упаковщики, стикеровщики. Это гардеробщики, например, в больницах. Хороший опыт у нас с разными кафе, как правило, небольшими.
Это не означает, что мы намеренно занижаем уровень должностей для наших кандидатов. Если у человека полностью совпадают «хочу» и «могу/умею», то спектр профессий неограничен.
– Нехватка участников связана с увеличением числа желающих взять на работу людей с ментальными нарушениями?
– Да, это так – работодателей стало больше. У каждой конкретной компании своя мотивация. Иногда за этим стоит человек, у которого свой ребенок с особенностями развития, и он искренне хочет помочь. Иногда компания намерена сделать себе таким образом пиар. У нас сейчас действительно много запросов: дайте, дайте нам людей. Прямо сейчас есть запрос на курьера, а кандидатов нет.
– Сколько человек уже получили работу благодаря программе?
– Мы стартовали 1 декабря 2014 года, и с тех пор трудоустроен 31 человек. Эта цифра может показаться небольшой, но на деле она абсолютно беспрецедентна, потому что мы были первыми по России, кто осуществляет инклюзивное трудоустройство на открытом рынке. И каждый трудоустроенный – это процесс, каждый человек – это проект. 31 человек – это очень много, учитывая, что каждый из них получил сопровождение. Наши услуги бесплатны и для работодателей, и для соискателей.
К сожалению, и у предпринимателей, и у людей с ментальными ограничениями и их близких остается множество предрассудков относительно возможности трудоустройства таких людей. Если принять инвалидов-опорников многие уже готовы, то услышав об аутизме или умственной отсталости кандидата бизнесмены бывают шокированы. Также многие боятся, что инвалида, который не справится с работой, будет очень сложно уволить.
Хотелось бы, чтобы работодатели понимали, что их не приковывают железной цепью к этим работникам. Если не получится – значит, не получится. Это вполне может быть, людей с инвалидностью точно так же можно уволить, если они допускают нарушения, регулярное невыполнение своих обязанностей, пропускают работу без уважительных причин и т.д. Цифра, которую мы упомянули, 31 человек – это лишь те, кто проработал после трудоустройства не менее полугода. Конечно, участников программы было больше – но справились не все.