Запрос на детскую психиатрическую помощь в России не удовлетворен, подготовка детских психиатров «практически исчезла из поля профессионального образования», заявила федеральный уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова. Возможные меры по исправлению ситуации предлагают в рабочей группе по соблюдению прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ при детском омбудсмене.
Особую тревогу, по словам Анны Кузнецовой, вызывают результаты проверок детских домов-интернатов для детей-инвалидов (ДДИ). «После того, как эти учреждения были переданы в ведение социальной защиты, оттуда ушла практически вся медицинская составляющая. Порой этим детям невозможно просто полечить зубы, что уж говорить о врачах-психиатрах, которых там катастрофически не хватает», пояснила она.
По данным аппарата детского омбудсмена, число детей с психиатрическими диагнозами в 2019 году превысило 900 тысяч. Случаев таких заболеваний, приводящих к инвалидности, за три последних года стало больше почти на 10% и дети с психическими расстройствами, расстройствами поведения и болезнями нервной системы составляют более 50% от числа детей-инвалидов.
В числе необходимых мер, названных на заседании рабочей группы – оценка потребности в детских психиатрах на местах, включая потребности сиротских учреждений; открытие дополнительных мест в вузах для подготовки необходимого количества детских психиатров; создание единой концепции развития детской психиатрии; разработка профстандарта детского психиатра.
Также было заявлено о необходимости преодолеть стигматизацию психиатрической помощи, из-за которой родители боятся показывать своих детей психиатрам.
«На мой взгляд, когда мы сделаем первые шаги – а это оценка запроса, это решение вопроса о возвращении специальности, мы решим и эту проблему. Тогда будет понимание, что детский психиатр, прежде всего, помощник нашим детям и это самое важное», – подчеркнула Анна Кузнецова.
«Врачи, специализирующиеся по детской психиатрии, должны быть обязательно в системе здравоохранения», – заявила Милосердию.ru директор Центра лечебной педагогики «Особое детство» Анна Битова.
«Сейчас нет специальностей «детский психиатр», «подростковый психиатр», есть «психиатр», – пояснила она. – Получается, что зачастую детей лечат психиатры, не имеющие для этого достаточных знаний и компетенции. Мне кажется крайне важным, чтобы практика и специфика детской психиатрии преподавались нашим будущим специалистам более углубленно».
«Сейчас активно обсуждается увеличение срока обучения в ординатуре до трёх лет. Дополнительный год пойдет на узкую специализацию – например, детскую психиатрию. Надеюсь, что этот вариант будет принят», – отмечает руководитель ЦЛП.