Погибшую в Кирове трехлетнюю девочку, так же, как и умершего в Санкт-Петербурге от истощения годовалого мальчика, спасло бы реформирование органов опеки и неравнодушие окружающих, считает уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова.
«Реформирование органов опеки, четкая координация всех систем профилактики, общее неравнодушие – спасло бы этих детей», – написала она на своей странице в Facebook.
«Все эти дети некоторое время были как-бы «нигде», – продолжила детский омбудсмен. – И сколько еще сейчас таких «детей-невидимок»: тех, кого участковый педиатр видел, например, последний раз в месячном возрасте, или после выписки из роддома, в садик ребенок не ходит, в школу тоже, за помощью семья не обращается… В итоге, происходит беда, ищут виноватых, но ребенка не вернешь».
В пятницу детский омбудсмен навестила в больнице шестилетнего мальчика, который в воскресенье потерялся в парке «Лосиный остров» и провел там всю ночь. Его нашли автомобилисты. Мать ребенка заявила, что он убежал и не вернулся. Теперь ей предъявлено обвинение в покушении на убийство сына.
20 февраля в Кирове бабушка, пришедшая поздравить внучку с трехлетием, нашла девочку мертвой. Мать оставила малышку одну на несколько дней дома без еды, перекрыв воду. Медицинская экспертиза показала, что ребенок умер от обезвоживания. По данным «МК», 21-летняя мать не собиралась убивать девочку: она просто не согласовала свой график с бабушкой. Каждая из женщин думала, что за ребенком присматривает другая. Семья не состояла на учете в органах опеки, в поликлинику ребенка не водили с 2016 года. Мать девочки арестована на два месяца, возбуждено уголовное дело по статье «убийство».
Ранее в квартире одного из домов Санкт-Петербурга обнаружили тело мальчика 2017 года рождения, умершего от голода. По этому факту Анна Кузнецова направила запрос в региональную прокуратуру с просьбой организовать проверку деятельности органов системы профилактики как в части работы с семьей погибшего ребенка, так и работы органов системы профилактики в целом.
«Перекос» в системе защиты прав детей
В системе защиты прав детей существует большой перекос, благополучие воспринимается только с материальной позиции, отметила руководитель Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям сиротам» Елена Альшанская в комментарии ТАСС по поводу трагедии в Кирове.
«Странное восприятие благополучия с материальной позиции, в общем-то, привело к такому большому перекосу, который сегодня существует в системе защиты прав детей. У нас вроде как есть некая государственная система защиты прав детей, но говорить о ее полноценности и эффективности, мне кажется, преждевременно», – сказала она.
«Система действительно не заточена под помощь как раз таким детям, которые оказываются жертвами насилия, которые оказываются в каких-то исключительно опасных ситуациях. Она действительно заточена под некое выявление благополучия [или] неблагополучия, которое воспринимается в таком абсолютно обывательском смысле», – добавила Елена Альшанская.
Спасти ребенка могло бы также неравнодушие соседей и друзей семьи, считает она.
«У нас как-то не принято вмешиваться в чужую жизнь, с одной стороны, с другой – в этой ситуации, когда мы видим ребенка маленького и беззащитного в очень специфической и странной ситуации, нужно не стесняться вмешаться и узнать, почему это происходит. Иногда людям просто нужна помощь, помочь маме посидеть с маленьким ребенком, если она не справляется», – сказала руководитель фонда.
«Если бы соседи просигнализировали в опеку, думаю, что опека и социальные службы выехали бы, но вопрос, почему этого никто не сделал, чего боялись. У нас вообще эта тема сигналов о том, чтобы каким-то образом помочь семье в трудной жизненной ситуации никак не проработана», – считает эксперт по социальному сиротству, публицист Александр Гезалов.