В России необходима качественная система поддержки семей, где воспитываются дети с аутизмом, заявила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, обращаясь к участникам инклюзивного фестиваля «#ЛюдиКакЛюди«. Рассказывая о трудностях, связанных с диагностикой аутизма, она сослалась на личный опыт, сообщили в аппарате детского омбудсмена.
«Я впервые услышала слово «аутизм» в адрес своего второго сына, на три года позже, чем начала заниматься с ним и ходить по специалистам, так как увидела, что что-то не так, – рассказала Анна Кузнецова. – Раньше дети с аутизмом удивляли нас, родителей, специалистов, чиновников. А теперь удивляет то, что несмотря на распространенность диагноза (а сегодня он ставится все чаще) пока не удается в полной мере выстроить систему помощи семьям с такими детьми».
«Но ситуация постепенно меняется. Вместе мы огромная сила, мы обязательно добьемся, чтобы у наших детей была целая инфраструктура – от ранней диагностики до инклюзивного образования, в полном значении этих слов. Мы обязательно справимся!», – подчеркнула детский уполномоченный.
«Очень важно, чтобы еще начиная с момента первых признаков или этапа диагностики, родители получали полную информацию о том, что и где, какой ресурс они могут использовать для своего ребенка, как на региональном, так и на федеральном уровне», – заявила Анна Кузнецова, пояснив, что зачастую родители упускают драгоценное время для лечения и реабилитации ребенка.
По ее словам, одна из актуальных проблем, связанных с обучением детей с особенностями – выявленное в ходе совместного с Рособрнадзором мониторинга отсутствие инклюзивного подхода в воспитательных программах образовательных организаций, передает РИА Новости.
«В качестве имеющихся проблем детский омбудсмен отметила отсутствие доступной среды для реализации потребностей в обучении, в том числе инклюзивного образования; дефицит прошедших специальную подготовку специалистов, тьютеров для обучения детей с ОВЗ; недостаток финансирования программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки лиц, работающих с детьми с нарушениями здоровья; низкий уровень материальной базы образовательных учреждений, реализующих программы образования для детей с ОВЗ и детей – инвалидов; отсутствие системного межведомственного мониторинга по актуальным вопросам обеспечения социальных гарантий детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; недостаточное научно-методическое сопровождение инклюзивного образования; слабую информированность родителей детей с РАС», – рассказали в аппарате детского уполномоченного.