«Горячая линия» по приему обращений о поиске и возвращении российских детей из Сирии и Ирака создана в аппарате уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой. Об этом было объявлено в ходе заседания Комиссии при детском омбудсмене по возвращению детей из зон вооруженных конфликтов.
Принимать обращения будут по телефону (495) 221 70 65 и по адресу электронной почты deti@oprf.ru (техническое содействие в работе линии осуществляет Общественная палата Российской Федерации).
В настоящее время в базах данных уполномоченных по правам ребенка уже имеется 445 таких обращений. При этом в 122 случаях речь идет о детях в возрасте до трех лет, из которых 41 ребенок родился уже на территории вооруженного конфликта. 241 ребенок – в возрасте от 4 до 9 лет, 81 – от 10 лет и старше.
«Горячая линия» будет способствовать формированию единой базы данных о таких детях. Оператором базы станет аппарат детского омбудсмена.
Как сообщила пресс-служба Анны Кузнецовой, решение о создании «горячей линии» и единой базы данных поддержали все участники заседания (представители посольств Республики Ирак и Сирийской Арабской Республики, МИД России, МВД, министерства обороны и министерства образования Российской Федерации, уполномоченные по правам ребенка в Чеченской Республике и Республике Дагестан).
Минобразования разработает методические рекомендации, как оформлять документы для возвращения в страну разных категорий детей: с одним из родителей; без родителей, но с документами, подтверждающими личность; без документов, но со свидетельствами родственников и т.д.
«В деле спасения детей не существует границ, не существует политики, не существует разногласий. Готовность защищать детей способна объединять всех вне зависимости от гражданства, национальности и вероисповедания», – отметила Анна Кузнецова.
Представители посольств Ирака и Сирии, в свою очередь, заявили о готовности их стран содействовать возвращению на Родину российских детей.
Член Совета по правам человека при главе Чечни Хеда Саратова сообщила, что за помощью обращаются не только родственники вывезенных детей, но и их матери, сами находящиеся на территории Сирии и Ирака. В основном это вдовы боевиков, у которых нет документов, денег, они не знают безопасных маршрутов, а при попытке к бегству их сажают в тюрьму.
Ранее матери женщин с детьми, находящихся в лагерях для беженцев и приютах в Сирии и Ираке, обратились к Верховному комиссару ООН по правам человека Зейд Раад аль Хусейну с просьбой помочь вернуть их дочерей и внуков в Россию.
В Грозном в середине августа состоялась акция, организаторы которой заявили: «Сотни молодых чеченских женщин, не желая разводов и распада семьи, либо просто обманутые супругами, вынуждены были вместе с мужьями и детьми уехать из нашей страны, и в настоящее время они находятся в местах военных действий, буквально между жизнью и смертью. Сегодня матери готовы понести любое наказание, и смириться с любым наказанием для их дочерей, лишь бы вывезти на Родину своих малолетних внуков».
В начале августа стало известно, что представители России ведут переговоры о возвращении на родину 48 детей, обнаруженных после освобождения от исламистов иракского Мосула. Вывезенные из России дети были обнаружены также в Сирии. Сколько российских детей находится на территориях, остающихся под контролем исламистов, неизвестно.
Первое заседание международной рабочей группы, посвященное возвращению детей из зон вооруженных конфликтов и проведенное Анной Кузнецовой, состоялось 11 января 2017 года. По его итогам уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка направила всем региональным омбудсменам запрос о предоставлении информации об обращениях граждан в связи с незаконным вывозом детей.
Детей мигрантов запретили подолгу держать в приюте перед депортацией
Детей мигрантов запретили подолгу держать в приюте перед депортацией