Из 17 миллионов российских школьников 840 тысяч – дети с особенностями, 56% таких детей учатся вместе со здоровыми сверстниками, рассказала вице-спикер Думы Анна Кузнецова.
Выступая на на международной научно-практической конференции по развитию инклюзивного образования, она призвала обеспечить родителям реализацию права выбора коррекционной или инклюзивной формы обучения детей с особыми потребностями.
«Но при этом на почти полмиллиона особых школьников – всего 7,5 тыс. тьюторов, а численность детей-инвалидов в России за пять лет увеличилась на 13%. Поэтому важно, чтобы каждое решение, которое принимается в интересах особых учеников, учитывало опережающий запрос», – подчеркнула зампред Госдумы.
В числе проблем школьной инклюзии она упомянула нехватку в школах необходимых детям-инвалидам технических средств реабилитации, и отсутствие доступной среды в школьных зданиях. Необходимо добиться утверждения технических требований, которые обязывали бы создавать доступную среду во всех новых или ремонтируемых зданиях, уверена Анна Кузнецова.
Ключевыми направлениями поддержки детей с особенностями вице-спикер назвала организацию системы ранней помощи, консультирование родителей, маршрутизацию детей при выявлении у них нарушений, и создание системы коррекционной помощи специалистов. Как показал опыт реализации модели ранней помощи в регионах, благодаря раннему вмешательству инвалидности могут избежать до 40% таких детей, отмечает Анна Кузнецова.
Ранее президент России Владимир Путин поручил Минпросу и Минобрнауки увеличить набор студентов для удовлетворения потребности образовательных учреждений в дефектологах, логопедах и тьюторах, а в программы подготовки учителей внести модули по обучению детей с ОВЗ и инвалидностью. Это необходимое решение, но оно не принесет пользы, пока не будет решен вопрос с финансированием ставок этих специалистов, считают эксперты профильных НКО, опрошенные Милосердием.ru.