В феврале 2016 года в Москве начнется обучающий курс «Модели поддержки родителей детей с нарушениями развития». Его проводят общественная организация «Дорога в мир», АНО «Физическая реабилитация» и Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение».
Ведущие курса физический терапевт Екатерина Клочкова, психологи Анастасия Рязанова и Мария Шапиро, и руководитель проектов родительской организации Ирина Долотова уже много лет ведут работу с семьями и готовы поделиться опытом. В прошлом году курс проводился на базе Института раннего вмешательства в Санкт-Петербурге. Он включает в себя четыре учебных модуля, помимо этого много времени выделено на разборы случаев, обсуждения и супервизии.
Анастасия Рязанова, психолог, ведущая курса:
Курс рассчитан на специалистов с различным базовым образованием – медицинским, педагогическим, психологическим. Среди слушателей будут психологи, учителя, неврологи, психиатры, физические и игровые терапевты, работающие в государственных и общественных организациях, школах, центрах, паллиативных службах, из Москвы и регионов.
Самое главное для нас – это поделиться с нашими слушателями философией, которая, как нам кажется, очень важна для выстраивания современных программ сопровождения семей, где растут дети с проблемами развития, для создания пространства, в котором возможен диалог и партнерские отношения между семьями и специалистами. В частности мы будем рассказывать о биосоциальной модели инвалидности, о современных моделях развития, системных моделях семьи и отношений, адаптационных процессах, и, конечно, об очень практичных вещах: эффективных стратегиях информирования и консультирования, терапевтической работы, работы в сообществах. Мы также постараемся очертить все многообразие форм и контекстов работы с семьями: от сфокусированной на ребенке до сфокусированной на самих родителях, семье в целом.
Если вернуться к вопросу о ценностях, лежащих в основе нашей деятельности, то представление о том, что такое инвалидность, и что это значит в контексте жизни человека и его окружения в ХХ веке претерпело серьезные изменения. Под влиянием гуманистической и постмодернистской философии, демократического развития европейской культуры и правозащитного движения представление о том, что инвалидность – это число биологическое, а значит, относящееся к ведению медицины явление, сменилось на понимание того, что инвалидность и ее следствия связаны как с ограничениями биологических функций, так и факторами среды: возможностями для деятельности и участия такого человека, наличием или отсутствием физических и социальных барьеров. Эти на первый взгляд общие рассуждения на практике влияют на повседневную жизни каждой семьи, где есть ребенок с нарушениями развития, ментальными или физическими проблемами, инвалидностью – будь то устройство ребенка в образовательные учреждения, поездка в отпуск, поход в кафе или магазин, выход на детскую площадку…
Ирина Долотова, ведущая курса, родитель ребенка с нарушениями развития:
К сожалению, ни для кого не секрет, что семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, до сих пор приходится сталкиваться с очень неприятными вещами – непониманием, безразличием, унижением не только со стороны посторонних людей на улице, но и со стороны специалистов. Программы помощи, построенные на основе биосоциальной модели инвалидности, создают очень комфортное пространство для человека с нарушениями и его семьи, в частности потому, что делают их реальными участниками процесса принятия решений, нацелены на повышение компетентности, обеспечивают уважение и достоинство. Поэтому я считаю важным для себя участвовать в этом курсе. Конечно, этот курс не очень большой, в нем примет участие чуть больше 20 человек, но для нас это возможность внести свой вклад в развитие системы помощи детям с нарушениями развития и их семьям.