Сотрудники проекта социальной адаптации сирот и трудных подростков «Полдень» опросили 180 выпускников детских домов этого года, где они собираются учиться и какую профессию осваивать.
Из почти 200 выпускников девятого класса в 25 детских домах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга только шестеро подростков идут в десятый класс.
21 пойдут учиться на повара, 19 — на автомеханика, 18 — на парикмахера (и еще четверо — на визажиста), 10 хотят стать учителями, пятеро — сварщиками, четверо — электриками.
«Мы пытались восстановить логику воспитателей, которые мотивируют детей поступать в колледжи. Дело даже не в общежитии: часто ребенок во время учебы в ПТУ или колледже продолжает жить в детском доме. Но если ребенок после 9 класса выбирает профессию плиточника-отделочника или, например, повара, это значит, что к моменту переезда из детского дома у него уже будет профессия. Если же ребенок идет в 10 класс, то в вузе он останется без всякого внешнего присмотра, и это пугает воспитателей», — сказала порталу «Милосердие.ru» исполнительный директор проекта «Полдень» Мария Рачинская.
Ранее аналогичный опрос проводили среди выпускников детских домов сотрудники фонда «Дети наши». Как рассказала порталу «Милосердие.ru» его директор Варвара Пензова, целью было не столько составление статистики по столь узкой выборке, сколько оценка эффективности работы специалистов фонда.
Данные о себе предоставили только 81 из 125 выпускников детского дома, с которым работали в фонде «Дети наши». Из них автомеханиками решили стать девять, поварами-кондитерами — восемь, газо/электросварщиками — шесть, парикмахерами — пять, портными или швеями — четверо, строительству и сельскому хозяйству решили посвятить себя по три человека.
«Собранная статистика помогла нам увидеть, что основные направления путей жизни выпускников мы закрываем своими постоянно действующими мастерскими и кружками, — рассказала директор фонда «Дети наши». — Это позволяет им, во-первых, чему-то заранее научиться, а во-вторых — делать выбор учебного заведения не вслепую, понимать, что их ожидает в той или иной профессии».
Обычно каждый детский дом заключает договор с несколькими колледжами (или ПТУ), куда и поступают большинство выпускников. Детям, у которых хватает сознательности и целеустремленности после колледжа пойти в вуз, среднее профессиональное образование мешать не будет, считают воспитатели.
Ежегодно из детских домов России во взрослую жизнь выходят 15-20 тысяч человек. 40% из них в первые же годы попадают в тюрьму, еще 40% становятся бездомными, 10% кончают жизнь самоубийством. И только оставшиеся 10% — «условно успешные», среди которых алкоголики и безработные, а успешными они считаются потому, что не доставляют хлопот правоохранительным органам. Выпускники интернатов для детей-инвалидов чаще всего в 18 лет сразу попадают в психоневрологические интернаты для взрослых или дома престарелых (в зависимости от диагноза) и проводят там всю оставшуюся жизнь.