Женщине, инфицированной ВИЧ и гепатитом C, несмотря на имеющиеся у нее заболевания, разрешили усыновить трехлетнего сына ее сестры, отказавшейся от родительских прав. Существующие ограничения не должны применяться, если ребенок «в силу уже сложившихся семейных отношений» проживает с кандидатом в усыновители, а усыновление «позволяет юридически оформить эти отношения и отвечает интересам ребенка», постановил Конституционный суд.
Решение было принято по жалобе жительницы Подмосковья, заразившейся ВИЧ и гепатитом С при лечении в медучреждении, и ее мужа, который является также биологическим отцом ребенка, зачатого с помощью искусственного осеменения.
Ребенок с рождения проживает с супругами, женщина не отказывается от лечения заболеваний. Однако ей отказали в праве на усыновление, ссылаясь на Семейный кодекс и утвержденный правительством список препятствующих усыновлению болезней, куда включены «инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией».
Эти ограничения Конституционный суд назвал «в целом оправданными», но отметил, что они не должны приводить к отказу в праве на усыновление, если потенциальные приемные родители фактически уже воспитывают ребенка. Поэтому указанные положения признаны неконституционными в той мере, в какой они могут служить основанием для такого отказа, не отвечающего интересам ребенка.