Политехнический музей и БФ «Абсолют-Помощь» проводят конкурс «Время роста» на создание музейного проекта (экспозиции, выставки, инсталляции) для частной инклюзивной школы «Абсолют», созданной фондом в Подмосковье. Одно из важных условий – проект должен быть партиципаторным, то есть созданным не только для детей, но и вместе с ними, подчеркивают организаторы.
«Задача участников – вовлечь в работу над проектом учеников 7-9 классов школы «Абсолют», – сообщает официальный сайт фонда. – В декабре в школе было проведено социологическое исследование, которое выявило основные интересы, точки роста и представления о будущем учеников школы. По результатам социологического исследования были созданы рекомендации для участников конкурса».
«Нам кажется, что по-настоящему насладиться культурой человек может тогда, когда он понимает саму суть процесса творчества, понимает законы, по которым оно работает – рассказала исполнительный директор фонда «Абсолют-Помощь» Полина Филиппова. – Именно этого мы хотим достичь в результате нашего проекта – не обрушить на детей очередной музейный продукт, а дать им возможность самим стать его создателями, увидеть из чего состоит процесс музейной работы, получить новые навыки».
«На конкурс может быть представлен какой угодно музейный проект – как постоянная музейная экспозиция, так и инсталляция, которую можно устроить, к примеру, и в поселке, и внутри школы, и на берегу реки, и т.д», – рассказала порталу Милосердие.ru куратор конкурса, руководитель инклюзивных программ Политехнического музея Вера Шенгелия.
По ее словам, тематика проектов не ограничена – к примеру, это может быть временная выставка, которая потом будет путешествовать по разным городам. Важно, чтобы команды-участники предложили свой круг тем, а уже более узкую, окончательную тему выбирали бы вместе с детьми, и подростки сами определили, что их интересует. В этом, отчасти, и заключается принцип проекта: чтобы дети были соучастниками культурного процесса – не получателями культурного продукта, а его создателями, отмечает куратор.
«В России появляются партиципаторные практики. Например, в новом здании Политехнического музея (который сейчас закрыт на реконструкцию и скоро должен открыться) огромная часть будет выделена под детское пространство – так называемый детский музей «Южный двор», – рассказала Вера Шенгелия. – К проектированию этого пространства тоже привлекали детей. Это тоже проект, который мы называем партиципаторным, потому что именно дети в специальных воркшопах продумывали, какое пространство им кажется удобным, интересным, в каком им хочется проводить время.
Кроме того, есть проект современной активистки Дарьи Серенко. Там вместе с подростками создают галерейные экспозиции. Делают сами все: от выбора темы до надписей на этикетках к экспонатам».
Проект рассчитан на подростков, именно среди этой группы организаторы вместе с социологами из Высшей школы экономики проводили исследование, которое позволило понять интересы детей, вероятные точки их роста, их представления о будущем, их представления о собственных границах. Это та группа подростков, которая, как правило, в России больше всего обделена вниманием, – подчеркнула куратор.