Активисты родительских и антипрививочных организаций начали протестную кампанию против экспресс-тестирования детей на коронавирусную инфекцию в Москве. Тестирование началось 14 октября в десяти пилотных школах, и может быть распространено на другие образовательные учреждения.
Протесты вызвало применение закупленных московским правительством тестов, использование которых планируется доверить не только медикам, но и сотрудникам школ и детсадов, и старшеклассникам под присмотром взрослых.
Опасения связаны с возможным вредом, который может быть причинен при взятии мазка из носа ребенка. Также активистов возмутило, что процедура тестирования объявлена не относящейся к медицинским вмешательствам, и не требующей поэтому письменного согласия родителей, а в случае отказа от тестирования семье придется предоставить в школу результаты ПЦР-теста, или ребенка не допустят к очным занятиям.
Как подтвердили Милосердию.ru в Департаменте образования Москвы, речь идет о тесте «Экспресс-антиген SARS-CoV-2-ИХА», который производится компанией «Рапид Био» в Сколково. В инструкции к нему указано, что он относится к 3 классу потенциального риска при применении медицинского изделия, применяется врачами и средним медицинским персоналом, и предназначен для профессионального использования.
«Тест не предназначен для поголовного использования, только для людей с симптомами ОРВИ. Тест может проводиться только в специализированном медицинском учреждении, где обеспечены соответствующие меры гигиены, школа таким местом НЕ ЯВЛЯЕТСЯ! Тест должен проводиться исключительно профессионалами с медицинским образованием. Медицинское вмешательство возможно только с согласия гражданина или его законного представителя. Отказ от теста не может служить причиной недопуска к учебным занятиям! ЭТО ЗАКОН!», – говорится в обращении, опубликованном в одной из родительских групп.
В сети распространяется образец заявления, которое активисты предлагают подавать в суд на московский депобр. В нем указывается, что в соответствии с приказом Минздрава, к классу потенциальной опасности 3 относятся «медицинские изделия с высоким индивидуальным риском и/или высоким риском для общественного здоровья».
Там говорится, что собранные при тестировании образцы по действующим правилам необходимо по умолчанию считать зараженными, а значит работать с ними может только лицензированная медицинская организация. Отстранение ученика от образовательного процесса при отказе родителей от всех вариантов тестирования противоречит закону, указывают составители. Они предлагают просить суд признать незаконным и отменить совместный приказ московских департаментов образования и здравоохранения о тестировании детей.
Также, по сведениям ряда СМИ, родителями детей из пилотных школ поданы заявления в Следственный комитет и в прокуратуру.
«В нашей школе проводить тестирование обязали классных руководителей. Отказаться нельзя – в лучшем случае останешься без стимулирующих доплат, а то и без работы. Медики нас обучали, но мы учителя, а не врачи – не сможем сделать это профессионально. Недовольные родители в этой ситуации пытаются нас сделать крайними: мне уже одна мама написала, что я желаю зла ее ребенку», – призналась octagon.media сотрудница одного из участвующих в пилотном проекте учреждений.
«У меня дети учатся в разных школах, но все стали участниками эксперимента. В классе у сына почти половина родителей категорически против тестирования, у дочки, наоборот, практически все согласились. Многие взрослые даже рады – уверены, что тест поможет сохранить очное образование в школах», – рассказала сетевому изданию одна из жительниц Москвы.
Она заявила об уверенности в том, что тестирование не снизит заболеваемость, но увеличит количество карантинов из-за ложноположительных результатов. При проверке результатов экспресс-тестирования взрослых, недавно начатого в Москве, 78% положительных результатов были подтверждены ПЦР-тестами, рассказали 15 октября в городском департаменте здравоохранения.
«Экспресс-тесты, которые используются в школах, произведены отечественными разработчиками «Рапид Био» в Сколково (группа ВЭБ.РФ) изначально для бытового применения и ничем не отличаются от тех тестов, которые по всему миру люди покупают в аптеках и проводят себе сами в домашних условиях. Для этого не требуется никаких специализированных медицинский знаний, и навредить себе или другим при проведении такого теста просто невозможно (ватная палочка, которой проводится забор мазка из носа очень мягкая и гибкая)», – заявили Милосердию.ru в департаменте образования столичного правительства.
На вопросы нашего портала ответил сооснователь компании «Рапид Био» Семен Покацкий:
– Почему для тестирования детей применяется изделие третьего класса опасности?
– Медицинским изделиям присваиваются классы потенциальных рисков в зависимости от того, с какой нозологией (заболеванием, состоянием) связано это изделие, и каким образом оно применяется, то есть инвазивное (проникающее внутрь тела) оно, или нет, применяется при опасной или легкой болезни, инфекционной или не заразной болезни, и так далее.
Если у теста третий класс опасности, это не означает, что он опасен сам по себе. Но он применяется при ковиде, который, безусловно, является опасной болезнью. Этого совершенно не надо пугаться. Например, у теста на беременность будет класс 2Б.
– Смогут ли школьники или учителя использовать эти тесты, если они предназначены для профессионального применения?
– Это изделие очень простое, с ним может справиться и ребенок. Во всем мире такие технологии называются point of care, то есть «диагностика у постели больного».
Тесты, которые все покупают в аптеке – на беременность, на грипп, наркотики, антитела к ковиду и пр., – тоже предназначены для диагностики in vitro, и у них в регистрационном удостоверении или в инструкции, скорее всего, будет написано «для профессионального применения». Но это никого не смущает.
Дело в том, что особенности регистрации медицинских изделий у нас таковы, что их вынуждены регистрировать для профессионального применения. Тем не менее, мы уже находимся в процессе регистрации тест-системы SARS-CoV-2-ИХА для домашнего использования. Необходимые испытания проведены, составлено досье. Это будет тот же самый тест, но он станет одним из немногих, зарегистрированных в таком качестве.
– Где гарантия, что введенная в нос для взятия мазка палочка не войдет в мозг ребенка, или не причинит каких-то других серьезных травм?
– Те, у кого возникают такие опасения, вспоминают, вероятно, первые тесты на коронавирус, которые брались из носоглотки. Там использовалась палочка-тампон, или сваб, которую действительно нужно было засовывать глубоко, до упора. Это было неприятно – хотя и безопасно, если процедура делалась так называемым назофарингеальным тампоном (предназначенным для носа или рта).
Есть другие тампоны, например – урогенитальные, анальные. Они достаточно твердые, бывают даже деревянные палочки с закрепленной на них ватой. Конечно, тут их использовать нельзя. Но если тампон изготовлен для рта и носа, ничего повредить там он не может, а наши тесты комплектуются именно такими.
Но самое главное – для нашего теста достаточно взять материал из носовой пазухи. То есть, тампон вводится в нос на 2 см у взрослых, у детей это расстояние может быть еще меньше. Ни проткнуть, ни повредить им что-то нельзя.
Мы понимаем родителей: тревожиться за детей естественно. Но хотелось бы, чтобы люди старались разобраться в происходящем. Сейчас приходится видеть в сети уже совершенно нелепые утверждения. Например, что ватные палочки могут войти в мозг, или повредить обонятельные рецепторы. Одна женщина предположила даже, что тест может сломать гематоэнцефалический барьер, который в реальности находится вовсе не в носу у человека.
Приглашаем всех, кто переживает из-за тестирования, приехать к нам в «Сколково», увидеть наше производство, и убедиться, что мы действительно производим тесты, безопасные для людей.
Хочу обратиться к обеспокоенным людям с призывом: в первую очередь узнайте о наших тестах, о том, как их применяют, возьмите информацию на нашем сайте, посмотрите видеоинструкцию. И убедитесь, что ничего опасного в этом нет.
– Почему процедура забора теста не считается медицинской?
– Мне трудно судить об этом. Мы не врачи, мы производители. Как можно назвать процедуру, кто в итоге использует тесты – за это мы не можем отвечать. В конце концов, кто-то может вместо носа засунуть изделие себе в ухо, потом окажется, что тест не сработал. Я отвечаю за то, что тесты, которые я произвожу, безопасны и точны, соответствуют заявленным характеристикам, и это доказано при клинических испытаниях.
Портал Милосердие.ru обратился в Росздравнадзор и его московское управление с запросами о правомерности использования теста «Экспресс-антиген SARS-CoV-2-ИХА» в формате, предусмотренном решением о проведении пилотного проекта в Москве.