Генеральная прокуратура ответила на запрос портала «Милосердие.ru» о том, кого могут причислить к участникам движения «Колумбайн» («Скулшутинг»), в начале февраля признанного террористическим. Ранее словом «колумбайн» обычно называли вооруженные нападения на учебные заведения, и деструктивную субкультуру, романтизирующую такие преступления.
«Колумбайн» по существу является массовым общественным объединением, созданным в форме общественного движения, состоящим из участников. Участник движения – любое лицо, поддерживающее его цели», – заявили в Генпрокуратуре.
Там пояснили, что о поддержке целей движения может свидетельствовать пропаганда его деятельности, в том числе путем распространения в интернете «материалов о нападениях на образовательные организации, совершенных участниками движения, демонстрации атрибутики „Колумбайна« и иной информации». Использование для такой пропаганды информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет, запрещено законом и влечет ограничение доступа к интернет-ресурсам, отметили в ведомстве.
В Генеральной прокуратуре напомнили, что пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость ее осуществления, влекут за собой уголовную ответственность. Относятся ли к этим преступлениям какие-либо конкретные действия, определяют в зависимости от обстоятельств дела.
Ранее Верховный суд постановил, что под участием в деятельности террористической организации понимается «совершение лицом умышленных действий, относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых организационных мероприятиях и т. п.)».
Решение о запрете «Колумбайна» и его внесении в список террористических организаций было принято по иску Генпрокуратуры Верховным судом 2 февраля 2022 г. Теперь признанные виновными в организации деятельности движения или в участии в нем могут быт приговорены к значительным срокам заключения и штрафам. Однако тот, кто впервые совершил одно из этих преступлений, а затем прекратил преступную деятельность до задержания или начала процессуальных действий, освобождается от ответственности.
После решения ВС РФ по статьям Уголовного кодекса, где говорится о терроризме, будет преследоваться оправдание, пропаганда и другие подобные публичные высказывания о «колумбайне», пояснил ранее адвокат Дмитрий Аграновский. Но закон не имеет обратной силы и не будет применяться к ранее сделанным высказываниям, отметил он.