Абсолютных критериев, свидетельствующих о нетранспортабельности больного, немного, говорит врач московской скорой помощи, реаниматолог, иеромонах Феодорит (Сеньчуков), комментируя ситуацию с Алексеем Навальным, в тяжелом состоянии попавшем в больницу в Омске. Родственники требуют выдать им политика, находящегося в состоянии комы, для отправки на лечение в Германию, но медики возражают против транспортировки пациента.
Эксперт о перевозке Навального: такие решения принимают врачи, но помогает личная договоренность
Врач или фельдшер непременно откажется от перевозки из стационара в стационар больного, у которого наблюдается продолжительное и угрожающее жизни кровотечение, клиническая смерть и агональное состояние, поясняет эксперт.
Ярким, но все же не безусловным критерием невозможности транспортировки также можно считать нарушение у пациента гемодинамики (сердечного ритма и показателей давления, которые не приходят в норму даже на фоне применения медикаментов). В этом случае, как правило, врачи ждут стабилизации состояния больного.
Во всех остальных случаях пациента считают условно транспортабельным, и многое зависит от решения медиков, которым предстоит перевозка, их квалификации и наличия у них специального оборудования. Безусловно, говорит отец Феодорит, в случае, когда больного необходимо забрать из дома или с улицы, решение часто принимается в пользу спасения его жизни, каким бы тяжелым ни было состояние.
В случае же, когда речь идет о транспортировке из одного стационара в другой, судьбу пациента обсуждают две стороны: больница в лице лечащих врачей и администрации, которые дают свое согласие на перемещение, и реанимационная бригада, которая также оценивает состояние человека и свои возможности.
«Бывает, что больница готова «отдать» больного, но приезжает бригада и отказывается: мы его не берем, слишком тяжелый, не довезем. Это не абсолютное противопоказание, скорее – человеческий фактор. Один врач не заберет, а другой – рискнет. Это зависит от множества тонкостей», – комментирует медик. По его словам, состояние комы, в котором находится Алексей Навальный, само по себе не является противопоказанием к транспортировке, но поскольку точных данных о диагнозе политика и его состоянии пока нет, точных комментариев никто из медиков дать не может.
Что касается участия родственников в решении о дальнейшей судьбе больного, который может нуждаться в переводе из стационара в стационар, то они на практике имеют лишь совещательный голос. Окончательное решение все же остается за врачами, подтвердил отец Феодорит.