Ко Всемирному дню сирот, который ежегодно отмечается во второй понедельник ноября, в Высшей школе экономики представили результаты исследования психологии и жизненных установок воспитанников детдомов.
Специалисты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) впервые подробно изучили психологию и жизненные установки детдомовцев, о которых общество знает слишком мало, рассказали в ВШЭ. Эксперт по социальному сиротству Александр Гезалов критикует исследование, считая его лишенным практической ценности.
«По мнению общества, недостатками детдомовца являются неосторожность, вседозволенность, максимализм, гедонизм, безынициативность, мотовство и беспечность, попытки манипулировать окружающими. …Многие из этих качеств у детдомовцев действительно есть. Эксперты объясняют их «герметичностью» и искусственностью детдомовской среды», – рассказали в ВШЭ.
В числе типичных проблем воспитанников сиротских учреждений исследователи отметили недостаток у многих из них таких качеств, как трудолюбие, целеустремленность, самоконтроль и вера в себя; бытовую неприспособленность, финансовую неграмотность; низкий уровень знаний и мотивации; незаинтересованность в образовании; отсутствие привычки к регулярному труду и соблюдению дисциплины и т.д.
Упоминаются и меры, которые применяются для преодоления этих недостатков: организация сотрудниками приютов, волонтерами и НКО кружков и мастер-классов для воспитанников; партнерство интернатов с предприятиями, постинтернатное сопровождение в некоторых детских домах, проведение профориентационных тренингов и ролевых игр.
«Исследователи выделили гендерные особенности биографий детдомовцев. У молодых людей жизнь складывается так: получение образования, служба в армии, трудоустройство и постоянный доход. Для девушек важнее другие сюжеты: брак и рождение детей, образование и работа в «женской» сфере занятости (парикмахер, швея, продавец и т.д.). Эти ориентиры во многом передают воспитатели», – рассказали в ВШЭ.
Как установили специалисты, бывшие детдомовцы, добившиеся успеха в жизни, чаще пишут о себе в соцсетях. «Это способ найти отклик и одобрение своих сверстников. Встречаются и обращения к младшему поколению детдомовцев. Вчерашние воспитанники советуют сегодняшним быть сильными и верить в себя», – пояснили исследователи.
«На самом деле, все давно знают и понимают, что у воспитанников детдомов формируются разные «болевые точки» во время нахождения в этой системе, – рассказал порталу Милосердие.ru эксперт в области социального сиротства Александр Гезалов. – Это известно уже, наверное, последние сто лет, об этом написаны диссертации.
Как я понял, исследователи не предлагают, что с этим делать, и как это все менять. Это скорее всего, «обвинительная» а не «созидательная» история. Да, сироты вот такие. И что? Зачем лишний раз повторять, делать из этого страшилки?
А менять эту ситуацию необходимо. Мне кажется, надо работать над тем, чтобы детских домов просто не было, как института. Ну и конечно, нужна профилактика сиротства, нужна работа с кризисными семьями. Нужна общественная помощь родственникам детей, которые оказались в такой ситуации.
В любой ситуации надо стараться проявлять максимум внимания к этим семьям, не оставлять их. Сейчас 40% воспитанников детдомов за время пребывания там становятся круглыми сиротами, их родители погибают!
Нужно оздоровление гражданского общества, которое должно брать на себя ответственность за детей, чьи родители не справляются со своими обязанностями. В нашем обществе разобщение есть не только между богатыми и бедными. У нас часто даже близкие родственники лишь через несколько лет узнают, что их родные спились, а дети попали в детдом, а некоторые и вообще не узнают – а ведь они могли бы таких детей забрать…
Главные задачи – на уровне гражданского общества. Государство, в принципе, выполняет свою функцию – финансирует, помогает, опекает… Вот, что надо исследовать – отношение общества к кризисной семье, механизмы импульсной благотворительности – когда помогают не потому, что есть социальное положение или ресурсы, а потому, что надо.
Скажу жестко: на мой взгляд, это бессмысленное исследование того, о чем все и так уже давно знают. Я считаю, что ВШЭ – не та структура, которая должна этим заниматься, быть поставщиком таких услуг. У нас почему-то сиротами занимается кто угодно.
Проводить такие исследования должны те структуры, которые что-то меняют в этой области. Как Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, как Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. Нужно изменить вектор исследования и обратить внимание на общество, откуда дети попадают в детский дом».