Минпросвещения подготовит рекомендации по присмотру и уходу за обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами в группах продленного дня. Такое поручение вице-премьера Татьяны Голиковой, выданное после обсуждения вопроса на Попечительском совете при правительстве, должно быть исполнено к 1 июня 2023 г.
Ранее был издан приказ Минпросвещения, который с 1 сентября 2022 г. запрещает школам отказывать ученикам с нарушениями здоровья, не имеющим навыков самообслуживания, в посещении не только очных занятий, но и группы продленного дня. Но чтобы этот приказ эффективно работал, нужно, чтобы школы были обеспечены достаточным количеством необходимых сотрудников – тьюторов и ассистентов, пояснили тогда «Милосердию.ru» в профильных НКО.
Действительно, с 1 сентября 2022 г. исчезло требование о наличии «элементарных навыков самообслуживания» для приема детей с умственной отсталостью в группы продленного дня, комментируют новое поручение в Центре лечебной педагогики (ЦЛП). Это было важное для семей изменение. Таких детей часто «вытесняли» на надомное обучение, препятствовали им находиться в классе.
Даже если школа и шла на организацию очного обучения (в виде индивидуальных занятий, с помощью ассистента-помощника, иногда – с помощью самого родителя), то все равно таких детей не брали в группы продленного дня. Это препятствовало родителям таких детей выходить на работу, поскольку они должны были забирать детей сразу после уроков, или вообще находиться в школе во время уроков, пояснили в ЦЛП.
«Однако написать оказалось проще чем сделать. Школы столкнулись с трудностями в связи с пребыванием детей с умственной отсталостью в ГПД. Именно в связи с этим, с учетом обращений родительского сообщества, Совет при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере 16 декабря принял решение поручить Минпросу разработать соответствующие рекомендации и довести их до образовательных организаций», – рассказал «Милосердию.ru» юрист центра Павел Кантор.
«Полагаю, что Минпрос рекомендует образовательным организациям проводить психолого-медико-педагогический консилиум в образовательной организации по вопросам организации пребывания детей с умственной отсталостью и трудностями в самообслуживании в ГПД, привлекать ассистентов (помощников) не только к непосредственно классным занятиям, но и к пребыванию таких детей в ГПД, возможно пересмотреть наполняемость таких групп (то есть, снизить ее, если в группе есть «сложный» обучающийся), дополнительно оснастить помещения для таких групп мебелью, техническими средствами реабилитации, санитарно-гигиеническим оборудованием и т.п», – пояснил он.