Как сделать восстановление старинных храмов интересным для бизнеса, обсудили в Москве

Вклад бизнеса в восстановление храмов, проблемы и возможные форматы сотрудничества обсудили в Москве на сессии «Зачем сохранять старинные храмы? Бизнес. Общество. Смыслы», организованной фондом сохранения культурного наследия «Белый Ирис». В ней участвовали представители ЦИАН, «Самолет», «Оптиком», «Атомстройэкспорт», Segezha Group и других крупных компаний.

О том, что предприниматели прошлого воспринимали свою деятельность не как источник наживы, а как служение, напомнила руководитель Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Надежда Смирнова: «Капитал они рассматривали как данный Богом и подразумевали, что за его расходование придется отвечать перед Богом, поэтому в приоритете была помощь ближнему».

Зачем современному бизнесу помогать в восстановлении храмов в российской глубинке, рассказала директор фонда «Белый Ирис» Ольга Шитова. По ее словам, таких причин несколько: во-первых, вложение бизнеса – это социальные инвестиции, следствием которых станет повышение узнаваемости бренда. Так бизнес может получить имидж социально ответственного и увеличить лояльность клиентов. Также это важно для развития корпоративной культуры: участие в сохранении храмов сплотит сотрудников и даст возможность реализовать их творческий потенциал.

Своим опытом поделились слушатели Школы хранителей храмов Александр Воробьев и Татьяна Федотова: Александр возрождает православную святыню в Ивановской области, Татьяна – в Ленинградской. Оба делают первые шаги по привлечению бизнеса и, хотя результаты есть, дается этот путь непросто.

Старинные храмы – точки притяжения для туристов, а еще играют значимую роль для местных жителей, представляя собой центр духовной и культурной жизни на селе и формируя сообщество. Оттуда, где восстанавливается храм, люди реже уезжают – а уехав, возвращаются, отмечали участники встречи.

Однако сами представители бизнеса говорили о том, что топ-менеджмент компаний пока больше заинтересован в помощи старинным усадьбам, в то время как храмы – такие же объекты культурного наследия – не меньше нуждаются в поддержке.

Как изменить ситуацию, размышляли спикеры пленарного заседания. «Бизнес всегда на кого-то ориентируется, и если повестка государства и ярких представителей бизнеса будет про помощь наследию и возрождение памятников истории и культуры, то, конечно, остальные отреагируют. Поэтому нужно ярче, громче говорить о том, что сохранение наследия – дело каждого», – считает СЕО и член совета директоров крупных компаний, ментор и благотворитель, попечитель «Белого Ириса» Илья Зибарев.

Генеральный директор Мастерской стратегических решений Маргарита Герасимова призвала смотреть на вопрос комплексно. По ее мнению, храм может и должен быть отправной точкой для развития всего села: «Если мы восстановим храм, но в нем не будет прихода, а в селе – рабочих мест, есть риск, что он вновь начнет разрушаться. Если же мы будем рассматривать проект в формате комплексного развития территории, он станет более жизнеспособным, и в том числе интересным для бизнеса: например, для инвестирования в создание туркомплекса или производства».

«История России говорит о том, что лишь при участии всех заинтересованных сторон – государства, бизнеса и общества – можно достичь значимых результатов в области сохранения храмов. Поэтому мы нацелены искать и находить новых Третьяковых и Мамонтовых. Рады, что первый шаг получился успешным: мы обсудили болевые точки и помогли хранителям познакомиться с потенциальными благотворителями. Такие встречи будем продолжать», – подытожила Ольга Шитова.

Сессия прошла в рамках проекта Школа хранителей храмов, реализуемого на средства Фонда президентских грантов.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?