Пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами работает в шести регионах с лета 2018 года, итоги его реализации подвели на круглом столе в Общественной палате РФ.
Главный результат работы – разработка методологии развития системы долговременного ухода, но есть и другие показатели. За полгода в шести регионах было обучено 1225 специалистов по уходу; 1660 граждан, ранее не получавших социальную помощь, оказались в поле зрения системы соцзащиты; 1216 человек, находящихся в тяжелом состоянии, начали получать услуги социального патронажа.
Проект реализуется тремя сторонами – БФ «Старость в радость», министерством труда и социальной защиты населения РФ, Агентством стратегических инициатив.
Целевая группа проекта – люди, имеющие дефицит самообслуживания и нуждающиеся в уходе, их родственники, а также специалисты по уходу.
В число пилотных регионов вошли Новгородская, Костромская, Тульская, Псковская, Волгоградская и Рязанская области. Доля пожилых людей в них составляет почти треть населения. В каждом из этих регионов для пилотного проекта были выбраны по два муниципальных образования, соответственно, по два центра социального обслуживания, два дома престарелых, два психо-неврологических интерната, больница и поликлиника.
Как работает система долговременного ухода
«Работа системы состоит из трех этапов: выявление, типизация и организация компенсации основных функциональных дефицитов человека», – сказал Александр Шкребело, руководитель проектного офиса БФ «Старость в радость».
Выявление – это поиск людей, которые раньше не попадали в поле зрения органов социальной защиты. Для этого данные о людях с функциональными нарушениями должны передаваться из больниц и поликлиник в центры социального обслуживания.
«Как только у человека меняется функциональный статус, то есть его фактическое состояние, органы социальной защиты должны сразу же менять программу ухода», – подчеркнул Александр Шкребело.
В пилотных регионах для поиска людей, нуждающихся в помощи, проводились также подворовые обходы, сообщила Елизавета Олескина.
Типизация – это разработка оптимальной программы помощи, необходимой каждому конкретному человеку. Ее регламент создавался совместно с Российским геронтологическим научно-клиническим центром.
Был подготовлен бланк анкеты, позволяющей оценить, в какой помощи нуждается конкретный человек. В пилотных регионах с использованием этой анкеты были опрошены более 20 тысяч пожилых людей и людей с инвалидностью.
Программа компенсации дефицитов состоит из двух компонентов: социального и медицинского.
Социальный компонент – это конкретные сервисы: социальные работники для ухода за пожилыми людьми и инвалидами на дому, центры дневного пребывания, школы ухода для родственников, пункты проката ТСР и т. п.
«Центры дневного пребывания есть во многих регионах. Но не везде есть специализация для работы с людьми с когнитивными нарушениями или с маломобильными гражданами», – отметил Александр Шкребело.
Между тем для родственников человека с деменцией – большое облегчение знать, чем занимается днем их близкий, добавила Елизавета Олескина.
В школах ухода родственники не только получают полезные знания, но и объединяются, создают сообщества, где могут обмениваться опытом и поддерживать друг друга.
Медицинский компонент – это гериатрическая служба, паллиативная служба, система реабилитации, а также патронаж.
«По факту, мы настраиваем те элементы системы, которые уже существуют, вокруг человека. Самый сложный процесс – все это скоординировать», – отметила Елизавета Олескина.
«Без частных инвестиций задачу не решить»
В цифрах реализация проекта выглядит так. В Костромской области, например, до ее начала было четыре гериатрических койки, один гериатрический кабинет, три врача-гериатра. Сейчас в регионе тридцать гериатрических коек, два гериатрических кабинета, десять врачей гериатров. В Заволжском доме-интернате раньше на одного специалиста по уходу приходилось двадцать постояльцев, сейчас – восемь.
Один из самых важных показателей работы проекта – это подготовка сотрудников, считает Александр Шкребело. «В регионах было обучено 1225 человек – это за полгода. Это большие учебные циклы, по 7-8 рабочих дней», – подчеркнул он.
В повышении квалификации специалистов по уходу важную роль сыграл БФ Елены и Геннадия Тимченко. В частности, он организовал несколько выездов российских специалистов за рубеж, чтобы показать, как работает система долговременного ухода в Чехии, Германии и Израиле.
Объем затрат, необходимых для создания системы долговременного ухода в масштабах всей страны, пока неясен. «Может быть, следует задействовать механизм социального страхования долговременного ухода», – сказала Елизавета Олескина.
«Перед нами стоят амбициозные задачи в национальных и федеральных проектах, в них должны быть вложены серьезные средства. Но поставлена и другая задача — привлекать туда внебюджетные средства.
Что касается тех задач, о которых мы сегодня говорим, без привлечения частных инвестиций, без сотрудничества с некоммерческими организациями эти задачи не решить», — сказала председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.
В следующем году планируется определить себестоимость системы долговременного ухода и наладить контроль качества услуг, которые предоставляются в ее рамках.