Утвержденные 8 июня поправки в Налоговый кодекс освобождают множество российских НКО от уплаты страховых взносов и налогов, кроме НДС, за II квартал 2020 года.
Эти меры, направленные на поддержку некоммерческих организаций, принесли им и хлопоты: немалая часть из сэкономленных средств выделялась по различным грантам, и теперь грантополучателям нужно понять, как можно потратить оставшиеся, иногда – весьма значительные суммы; как оформить их использование, как за него отчитываться.
О возможностях, которые появились после принятия поправок у получателей президентских грантов нам подробно рассказал генеральный директор Фонда президентских грантов (ФПГ) Илья Чукалин.
«Средства, которые были заложены в поддержанных нами проектах на выплату страховых взносов, можно потратить на другие расходы, но обязательно связанные с реализацией этих проектов, – пояснил он порталу Милосердие.ru.
– Например, при продлении проектов (сейчас это происходит со многими из-за того, что в период действия ограничений какие-то мероприятия не могли быть выполнены) возникают новые вопросы: чем платить за аренду помещения, которая была заложена на 12 месяцев, а их стало, допустим, 15. Коммунальные платежи, Интернет. Зарплата – даже если работники были на ГПД и не получали денег за время простоя, все равно в это время приходилось платить зарплату, например, бухгалтеру.
У нас уже целый ряд случаев перераспределения бюджета в связи с переводом проектов в дистанционный формат. И деньги, сэкономленные на командировках, и то, что планировалось потратить на страховые взносы, можно теперь потратить на зарплату сотрудников и на другие задачи, направленные на достижение результатов проектов.
Фонд президентских грантов в этой ситуации идет получателям навстречу в максимальной степени. Единственное, что требуется – обосновать, как они (затраты – прим. ред.) связаны с проектом, какую пользу принесут.
– Если проект по каким-то причинам не может быть продлен, получатели должны будут вернуть сэкономленные средства в ФПГ?
– В тех редких случаях, когда организация не захочет или не сможет продлить проект, и вернет себе уже уплаченные взносы – она должна будет передать эти средства в фонд. Нужно понимать, что речь тут все-таки идет о целевом финансировании, его нельзя просто так перенаправить на другие цели. Они должны быть потрачены только на тот проект, на поддержку которого их выделили. Можно добавить новые расходы – но это также должны быть расходы на реализацию проекта. Если он завершен, его не продлили – тогда возврат.
– Таким образом, использование сэкономленных средств на уставную деятельность невозможно?
– Просто потратить их с такой формулировкой нельзя. Но проекты, на которые были выделены гранты, также относятся к уставной деятельности НКО. И расходы на текущую деятельность – на офис, связь, и так далее – часто закладываются в гранты. Можно продлить проект, и потратить деньги на эти расходы, необходимые для поддержания деятельности организации.
– Как действовать НКО, чтобы продлить проект, или вернуть средства в фонд?
– У нас есть отработанные каналы связи грантополучателей с грант-менеджерами, курирующими проекты. За каждым получателем закреплен свой куратор, его имя указано в личном кабинете НКО в нашей системе, есть чат, где они могут общаться. Эти вопросы необходимо обсудить с куратором, направить запрос на изменение условий, и в течение нескольких дней он будет рассмотрен.
– В Минэкономразвития сообщали, что реестр НКО, получивших налоговые льготы, будет уточняться, в него будут добавлены организации, по каким-то причинам не вошедшие в список. Что делать получателям президентских грантов, если сейчас их нет в реестре, а позже у них появится возможность вернуть уплаченные налоги и взносы?
– Мы считаем такую ситуацию невероятной: сведения о получателях президентских грантов, переданные нами в Минэкономразвития, подверглись самой тщательной проверке, я готов поручиться за каждую строчку, за каждую позицию. Мы 21 мая передали министерству данные в идеальном виде, даже сопроводили комментариями, что несколько организаций реорганизовано, несколько находится в процессе реорганизации или ликвидации.
Если бы вдруг мы узнали, что кто-то из получателей грантов не внесен в реестр, мы бы тут же известили об этом министерство отдельным письмом. Но пока никто в фонд не обращался по поводу того, что его в реестре нет.
– Будут ли направлены грантополучателям какие-либо разъяснения по этим вопросам?
– Мы постоянно находимся в коммуникации с ними, у нас регулярно проходят вебинары. В ходе этих вебинаров мы даем необходимые разъяснения».