Лихорадка Западного Нила, оспа обезьян и вирус Арапуш — эти «тропические» инфекции все чаще встречаются в регионах с умеренным климатом, в том числе в европейской части России. Научный сотрудник Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН Михаил Болков рассказал «Известиям» о процессах, которые на это влияют.
Инфекции, которые раньше казались экзотическими, теперь все ближе к средней полосе. Например, вспышки лихорадки Западного Нила случились в Татарстане и Волгограде, а раньше ее возбудитель наблюдался на черноморском побережье. Михаил Болков считает, что Россию ждут новые вспышки неизвестных ранее болезней. Это связано с изменением климата и ареала обитания животных, являющихся резервуаром для инфекций.
«Хотелось бы надеяться, что их переносчики вымрут зимой в морозы, но практика показывает, что иногда, например, малярийные комары переживают отрицательные температуры в теплых сырых подвалах», – говорит Болков о «южных» инфекциях.
О лихорадке Западного Нила, родственной энцефалиту, Михаил Болков говорит, что в эндемичных регионах смертность гораздо ниже благодаря коллективному иммунитету. В новых же районах она гораздо выше.
Еще один «родственник» лихорадки Западного Нила и энцефалита, который может прийти с юга – вирус Усуту. Его переносят перелетные птицы и самые обычные комары. Пока неизвестно, появится ли он в России, но пути распространения имеются, подчеркнул Болков.
«Однако паниковать не стоит, потому что все эти инфекции трансмиссивные, то есть они переносятся укусами. Поэтому с ними можно бороться, не давая распространяться комарам. К тому же болезнь должна будет найти себе промежуточное животное, как правило, это птицы и грызуны. То есть это еще одна преграда, которую вирус должен преодолеть на пути к нам. У нас большая часть населения живет в городах, где меньше переносчиков», – поделился ученый.
Знакомые россиянам инфекции тоже постепенно меняют свою «географию» – так, клещевой энцефалит распространяется на запад России. Жители этой части страны не привыкли прививаться от него, между тем, болезнь смертельна, напомнил Болков. У «миграции» энцефалита сразу несколько причин – потепление, вырубка лесов, распространение туризма на север и на юг. Ученый подчеркнул, что клещи комфортно себя чувствуют не только в «диких» условиях, но и в городских парках:
«Теоретически они могут быть даже в Александровском саду у Красной площади»
Лошадиный энцефалит, вспышка которого наблюдается в США, в Россию не придет – здесь нет того вида комаров, которые его переносят. Прогноз по ситуации с оспой обезьян ученый дал оптимистичный: скорее всего в РФ смогут сдерживать вирус, уже идет разработка вакцины.