В выпуске передачи «Мужское и женское» на Первом канале от 21 июня девочка подала сигнал о помощи. Ее родители стали героями выпуска, так как уже несколько лет оспаривают родительские права на ее четырехлетнюю сестру.
История получила широкий резонанс, когда зрители обратили внимание на жест ребенка: с улыбкой рассказывая, как ей нравится жить с мамой, старшая дочка за спиной младшей сестры показывала международный жест – просьбу о помощи.
Следователи организовали проверку. В МВД и прокуратуру обратилась уполномоченный при президенте по правам ребенка Мария Львова-Белова, сообщали «Известия». Позже мама девочки заявила, что показать жест дочку попросили сами журналисты: сотрудники телеканала сказали, что нужно показать его, если она захочет остановить запись, в итоге жест попал в программу. Теперь женщина собирается подавать на журналистов заявление в СК, передает Baza.
«У нас очень мало распространены знания о подобных жестах. И прежде чем говорить о том, нужно ли этому учить детей, целесообразно говорить об осведомленности взрослых», – прокомментировала эту историю «Милосердию.ru» Анна Межова, президент фонда «Сохраняя жизнь». С 2013 года фонд развивает программу по реабилитации детей, переживших насилие или тяжелую психологическую травму.
По словам Межовой, очень немногие взрослые россияне знают и об этих жестах, и о том, как жертве насилия попросить помощи. «Кроме того, очень сложно найти эту помощь, например, не в каждом регионе жертве есть куда обратиться. Не везде могут грамотно отработать случай, даже если заметят сигнал», – говорит эксперт.
Межова занимается систематизацией доступного материала о детях – жертвах преступников, которые по несколько лет находились в заточении. «Они подавали сигналы – писали записки, обращались к соседям и даже пытались подать знаки полицейским. Но, увы, эти знаки оставались без внимания. Особенно меня впечатлила история Наташи Кампуш (похищена, когда ей было 10 лет, совершила успешный побег, когда ей было 18). Преступник водил ее с собой в магазины, ездил с ней на курорт, их останавливала полиция. Девушка подавала знаки, в том числе и полицейским, но на них никто не обращал внимания», – рассказала руководитель фонда «Сохраняя жизнь».
Наташе удалось сбежать, когда она занималась уборкой во дворе, а преступник отвлекся на звонок по телефону. «Она бежала по улице, обращалась к людям, просила вызвать полицию, а все от нее шарахались. В итоге она забежала в дом к женщине, которая каким-то чудом вспомнила, что 8 лет назад видела ориентировки с этой девочкой и вспомнила ее имя, вызвала полицию», – рассказала Межова.
По ее словам, проблема не только в неосведомленности людей, она гораздо серьезнее: столкнувшись с насилием в России, очень сложно получить помощь самостоятельно. «Такая помощь должна быть доступна в один телефонный звонок, но ресурсов на это нет ни у нашего фонда (мы не сможем отрабатывать большое количество таких случаев), ни у государства – или нет мест в кризисных центрах/шелтерах, или же просто нет этих центров», – говорит эксперт.
«Пару лет назад к нам в фонд обратились коллеги с просьбой помочь женщине с ребенком, которой угрожала опасность: ее отец сильно пил, избивал ее и замахивался на внучку. Женщина спала с топором под подушкой. Она жила в деревне, на востоке Оренбургской области, рядом из крупных городов был Орск. Но в Орске нам не удалось найти ничего похожего на шелтер или кризисный центр, где можно было бы ее поселить», – привела пример Межова.