«Территории трезвости», то есть места, где люди добровольно отказались от употребления алкоголя, введя своеобразный «сухой закон», действительно существуют в России, подтвердило исследование, проведенное АНО «Социологическая мастерская Задорина». При этом главный мотив сельских жителей, коллективно отказавшихся от алкоголя, – стремление к материальному достатку и жизненному успеху.
Исследование было приурочено к Всероссийскому дню трезвости, который отмечается 11 сентября.
«В подобных «территориях трезвости» прекращена продажа алкогольной продукции. В настоящем проекте речь шла только о сельских поселениях, жители которых на коллективном уровне приняли решение об отказе от потребления и продажи алкоголя», – говорится в итогах исследования.
Где-то подобные решения принимались официально, при поддержке местной администрации (Якутия), где-то – неформально, на сходе граждан (Алтай). Коллективный отказ от алкоголя обычно бывает обусловлен обеспокоенностью жителей будущим села и молодого поколения, а также массовым характером пьянства в соседних поселениях. Большую роль в таких ситуациях играет активная позиция женщин, отмечают исследователи.
«Множество личных мотиваций, которые встречались в интервью и дискуссиях, часто объяснялись через семейное влияние: через авторитет и уважение к отцу или деду, которые не пили, через возможный негативный (или, напротив, позитивный) семейный пример, – говорится в выводах социологов. – При отсутствии программы по борьбе за трезвость в этом селе, при отсутствии коллективных запретов, личная мотивация остается единственным возможным стимулом к отказу от алкоголя. Важным личным мотивом отказа от алкоголя является страх собственной деградации (перед обществом и семьей, где опыт потребления алкоголя не поддерживался), ощущение вероятности не преуспеть в жизни (потребление алкоголя противоречит достижению успеха)».
Естественно, поддержка со стороны органов власти и местного самоуправления только помогает развитию таких инициатив. Позитивную роль играет также материальное стимулирование «трезвых» праздников, проведение спортивных и культурно-досуговых мероприятий, обеспечение работой или дополнительной активностью жителей, отвлекающее их от употребления алкоголя. Религиозные факторы отказа от алкоголя, такие как активная позиция священников, выявлены не были. Однако «благодаря вере у некоторых людей формируется система нематериальных ценностей, которая удерживает от пьяного образа жизни и моральной деградации», – отмечают авторы.
Препятствуют созданию «территорий трезвости» обычно местные предприниматели, а также «аффилированные с ним представители местной власти» и средства массовой информации. На этапе принятия решения, на сельских сходах, против коллективной трезвости выступают выпивающие и пьющие мужчины.
«Принятие практик трезвости в значительной мере «держится» на некоторых лидерах, присутствующих в местном сообществе – без которых не будет и самих практик. Однако, как представляется, если практики хорошо закрепятся, когда вырастет хотя бы одно «трезвое» поколение, роль лидера уже не будет столь решающей», – пишут авторы исследования.
Жители сел, отказавшихся от алкоголя, воспринимают трезвость не столько как путь к здоровому образу жизни, сколько как путь к «жизненному успеху» и материальному благосостоянию. «Без большого преувеличения можно сказать, что для жителей исследуемых сел трезвость это самостоятельная ценность, естественное и нормальное состояние человека», – резюмируют социологи.