У российских благотворительных организаций после 24 февраля сократилось количество пожертвований, но большинство из них продолжили помогать своим благополучателям в необходимом объеме и сумели сохранить действующие проекты, а кто-то даже запустил новые. По просьбе «Милосердия.ru» представители НКО подвели итоги уходящего года и рассказали, с каким настроением смотрят в будущее.
AdVita: сократили административные расходы, чтобы сохранить все программы
Около 20% корпоративных жертвователей в этом году вынуждены были приостановить поддержку, рассказали в фонде AdVita, который помогает детям и взрослым с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями. «При всех сложностях нам удалось удержать сборы на уровне прошлого года (тогда фонд AdVita собрал порядка 160 млн рублей). Прогнозировать сегодня довольно сложно, но у нас есть опасения, что в следующем году ситуация может измениться в худшую сторону», – говорит Алина Вилкова, финансовый директор фонда AdVita.
Чтобы сохранить все программы (их у фонда семь – от диагностики до реабилитации и паллиативной помощи), весной пришлось сократить административные расходы: отказаться от аренды офиса паллиативной службы и от склада. Кроме того, было принято решение, что фонд не берет новых сотрудников, и если кто-то увольняется, то его задачи перераспределяют внутри коллектива.
В декабре AdVita открыл сбор средств на покупку лекарств для пациентов НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой. Всего требуется закупить 9 наименований препаратов на 6 млн рублей – это противоопухолевые и противогрибковые препараты, антибиотики и иммуноглобулины. «Лекарства по следующей госзакупке поступят в клинику нескоро – аукционы пройдут только после январских праздников, а фактически лекарства появятся в клинике в лучшем случае в феврале. Если не будет лекарств, план лечения окажется под угрозой. Задача врачей и фонда AdVita – сделать так, чтобы лечение не прерывалось», – говорит Вилкова.
Чтобы успеть собрать деньги на лекарства, фонд создал новогодний AdVita-мобиль, следить за его маршрутом можно на сайте проекта.
«Арифметика добра»: привлекали новых партнеров, в том числе среди китайских компаний
В фонде помощи детям-сиротам «Арифметика добра» говорят, что наиболее ощутимый спад онлайн-пожертвований был в апреле: тогда удалось привлечь от юридических лиц лишь 10% по сравнению с пожертвованиями в марте. Также фонд лишился всех платежей в валюте. Сейчас многие зарубежные партнеры не готовы обсуждать новые совместные акции и проекты, но продолжают поддерживать фонд: даже ушедшие с российского рынка компании выполняют все взятые ранее обязательства.
У «Арифметики добра» по-прежнему активны все действующие программы, но для этого пришлось приложить много усилий. Например, в фонде решили не проводить выездной образовательный кампус для ребят из программы «Шанс», сократили административные расходы, удешевили промо-продукцию, экономят на таргетированной и контекстной рекламе.
«Сейчас мы активно привлекаем новых партнеров среди российских и китайских компаний. К примеру, большим успехом для нас стало начало сотрудничества с китайским автопроизводителем CHERY: он взял на себя обучение 100 детей-сирот на учебный год 2022/23 в программе „Шанс«, а это 11,5 млн рублей. Благодаря этой программе подростки с репетиторами готовятся к выпускным экзаменам и самостоятельной жизни после выпуска из детского дома», – рассказали в пресс-службе фонда.
Помочь фонду «Арифметика добра»
Банк еды «Русь»: запустили два важных направления – розничный фудшеринг и агрофудшеринг
Резкого сокращения продуктовых пожертвований не было, более того, удалось увеличить объем продуктовой помощи, рассказала глава фонда Банк еды «Русь» Юлиа Назарова. «Фонд продолжает масштабировать свою деятельность. В будущем мы планируем открыть банки еды во всех регионах. Нельзя не отметить помощь государства в непростые для благотворительности времена: это касается социальной рекламы, а также новых мер, таких как, например, предоставление серверов и снижение расходов по аренде», – говорит Назарова.
В 2022 году беженцы стали значительной группой среди благополучателей фонда. С февраля фонд входит в штаб #МЫВМЕСТЕ, поставляя адресно и в пункты временного размещения различные продукты и товары: воду, детское питание, подгузники, канцелярские принадлежности, средства гигиены и пр. За последние полгода фонд передал около 800 тонн гуманитарной помощи, в том числе благодаря подключению локальных поставщиков.
В этом году отмечалось 10-летие фонда и фудшеринга в России. В 2012 году «Русь» первым начал применять фудшеринг, когда бизнес передает на благотворительность невостребованные продукты питания и другие товары, и сегодня эта социально-экологическая технология является для фонда основной. За все время работы фонд принял и передал нуждающимся 50 млн кг продуктов и товаров на сумму 8,5 млрд рублей. По данным РАЭК, фонд обеспечивает около 90% фудшеринга в российском благотворительном секторе обеспечивает – это 15 банков еды «Русь» в 17 регионах и обширная сеть партнерских организаций, то есть деятельность фонда охватывает 60 регионов.
В 2022 году фонд запустил два важных направления: розничный фудшеринг с крупнейшими торговыми сетями («Пятерочка», «Перекресток», «Магнит») и агрофудшеринг с сельскохозяйственными предприятиями.
Поддержать фонд Банк еды «Русь»
«Волонтеры в помощь детям-сиротам»: активно подавали заявки на грантовую поддержку
В фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» тоже отметили падение числа пожертвований. «Если в феврале за счет роста числа подписчиков за предыдущий год большой разницы мы не увидели, то в сентябре, когда многие уехали из страны, пожертвований стало примерно вдвое меньше», – рассказала Олеся Деснянская, координатор программы «Профилактика социального сиротства» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Чтобы справиться с ситуацией, фонд активно подавал заявки на грантовую поддержку: удалось выиграть гранты БФ «Абсолют-Помощь», Фонда Потанина, Фонда Тимченко и Фонда президентских грантов. По итогам года удалось сохранить как все проекты и объемы оказываемой помощи, так и всех сотрудников.
Кроме того, у фонда появился новый проект сопровождаемого проживания – «Ясная квартира». «Сегодня запустить дорогостоящий, очень камерный, точечный проект про человека, про ценность его жизни и условия этой жизни – это победа, и это дает большую надежду, что даже в такие сложные времена удается открывать новые проекты», – говорит Деснянская.
Еще один новый проект фонда – «Добрый трекер», дающий возможность компаниям поддержать детей, которым нужна помощь, и мотивировать своих сотрудников больше двигаться и вести здоровый образ жизни.
Поддержать фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
«География добра»: искали альтернативные клиники из-за проблем с логистикой и нестабильностью стоимости лечения
2022 год для команды фонда «География добра», который оказывает адресную помощь тяжелобольным детям, стал серьезным испытанием. Как и многие другие НКО, фонд столкнулся с сокращением количества пожертвований, урезанием бюджетов на благотворительность в коммерческом секторе.
«Трудности для фонда возникли и в связи со сменой вектора общественного интереса в сторону гуманитарной помощи и помощи мобилизованным, что не является нашим профилем. Кроме того, фонд был вынужден искать альтернативные зарубежные и российские клиники из-за проблем с логистикой и нестабильностью стоимости лечения», – рассказала фандрайзер «Географии добра» Алла Щурова. Например, подопечная, которой требовалась операция в США, с помощью фонда из Саратова добиралась в Бостон через Казахстан. А другого ребенка, которого также планировали оперировать в США, с помощью фонда отправили в итальянскую клинику, которую рекомендовали коллеги по сектору.
«Радует, что в этом году помогли шести детям получить операцию методом СДР в России, хотя раньше все старались ехать в США», – поделилась Щурова.
Основной канал связи фонда с донорами – группа ВКонтакте.
Поддержать фонд «География добра»
«Дети наши»: привлекали новых доноров и получили большой отклик от региональных компаний
«Средняя сумма пожертвования плавно снижается с 2020 года. Но в этом году, кроме плавного снижения, в феврале мы резко потеряли многих частных доноров – в целом за этот год их количество сократилось на 25%. Кроме того, ушли многие корпоративные доноры: иностранные компании, которые покинули Россию, и российские компании, приостановившие свои социальные проекты», – говорит Наталья Петрова, директор по развитию фонда «Дети наши», занимающегося профилактикой социального сиротства.
Чтобы изменить ситуацию, фонд активно работал с новыми донорами и получил большой отклик от региональных компаний, благодаря чему доля пожертвований от бизнеса не уменьшилась, а даже возросла.
Несмотря на все сложности, фонд расширил программную деятельность в регионах присутствия, в Смоленской и Ярославской областях: начал работать в новых районах с программой профилактики социального сиротства, наладил сотрудничество с четырьмя новыми учреждениями в рамках программы подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.
В апреле появилась новая программа «Помощь пострадавшим», в рамках которой фонд помогал семьям с детьми с Украины и из Донбасса. До конца года проект планируют закрыть: подопечные в Смоленской области останутся в программе профилактики социального сиротства «Не разлей вода», а подопечных из Московской и Ярославской областей «Дети наши» передадут коллегам из других фондов.
«Дом с маяком»: разработали способ, который позволяет делать пожертвования из-за рубежа
Первая потеря, которую в фонде ощутили после 24 февраля, – это корпоративная благотворительность от крупных организаций. «Мы ожидали, что получим средства гранта в первом квартале 2022 года через Benevity (компания из Калгари, которая предоставляет платформы для управления благотворительными пожертвованиями и грантами) – у нас есть такой опыт, в 2021 году мы уже выигрывали грант PayPal в 20 тысяч долларов (PayPal Community Impact Grant). Однако с 5 марта Benevity временно деактивировал учетные записи «Дома с маяком» и других российских НКО, грант был отменен, а PayPal приостановил работу в России. Во второй половине года мы разработали способ, который позволяет делать пожертвования людям из-за рубежа (с использованием технологии NFT). Но на данный момент этот способ приостановлен, мы дорабатываем технические нюансы», – рассказала исполнительный директор фонда «Дом с маяком» Елена Куперштох.
Компании-производители люкс-сегмента, которые ушли с рынка и больше не имеют представительства в России, сегодня не могут нам помогать, и это тоже большая потеря для фонда.
В прошлом 2021 году фонд был одним из финалистов гранта, который организовала компания Великобритании XTX Market для разных НКО. В связи с нынешними событиями такой возможности ни у «Дома с маяком», как у НКО РФ, ни у компании благотворителей, находящихся за пределами РФ, больше нет.
Вместе с этим вырос средний размер пожертвования, сейчас он составляет около 2000 рублей, но упало количество рекуррентных пожертвований – с 8 миллионов ежемесячно до 5-6 миллионов.
В фонде надеются, что смогут компенсировать недостаток пожертвований от компаний многочисленными, хоть и небольшими, пожертвованиями от физических лиц. Но это не так просто: страдает коммуникация с донорами после запрета продуктов компании Meta* (признана на территории России экстремистской организацией), владеющая Instagram и Facebook, где в общей сложности у «Дома с маяком» было более 50 тысяч активных и лояльных подписчиков. Фонд развивает соцсети «Одноклассники», «ВКонтакте» и Telegram, но это не быстрый процесс.
«Из небольших плюсов можно отметить то, что бизнес понимает наши нужды и желания закупить товары впрок и старается все же помогать. Поэтому весной был всплеск пожертвований. Но горизонта планирования ни у нас, ни у бизнеса нет, и мы ждем спад переводов», – говорит Елена Куперштох.
В этом году также начал работу благотворительный Фонд помощи беженцам «Дом с маяком». Фонд оказывает беженцам, которые пытаются наладить жизнь в Москве и ближайшем Подмосковье, всестороннюю помощь: обеспечивает вещами и продуктами, проводит юридические, психологические и медицинские консультации, помогает найти работу и справиться с бытовыми проблемами.
Поддержать работу «Дома с маяком» по помощи беженцам
«Милосердие»: остановили набор сотрудников и сократили расходы везде, где возможно
В службе помощи «Милосердие» также отмечают снижение количества пожертвований. «Количество активных подписок снизилось на 1000 в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Большая доля сбоев при списании по подписке происходит из-за нехватки средств на банковской карте. В первом полугодии практически до нуля упали пожертвования от юридических лиц, но с августа ситуация восстановилась», – рассказала руководитель отдела фандрайзинга службы «Милосердие» Владлена Калашникова.
«Ушел самый крупный благотворитель, но есть вероятность, что возобновит помощь в будущем году. Повлияла СВО и последовавшие санкции – „отвалились« платежи через Apple Pay и Google Pay, перестали приходить пожертвования из-за границы», – добавила Калашникова.
«В плане коммуникации с аудиторией мы смогли оперативно поменять флагманские сети компании Meta* (признана на территории России экстремистской организацией) на «ВКонтакте» и Telegram без финансовых вложений, я считаю это нашим успехом. Аудитория расширяется и все такая же активная: помогает нам закрывать нужды наших подопечных, о которых мы рассказываем в постах, за что мы сердечно их благодарим», – говорит руководитель PR-отдела службы «Милосердие» Элина Шевченко.
Ни один из многочисленных проектов не пришлось закрывать, хотя в службе «Милосердие» остановили набор сотрудников на открытые вакансии и сократили расходы везде, где это возможно.
Поддержать службу «Милосердие»
Блиц-опрос «Итоги 2022 года: что изменилось в работе НКО?»
Авторы блиц-опроса: коллектив сотрудников Центра оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ (Юлия Скокова, Ирина Краснопольская) при поддержке экспертов фонда «Нужна помощь» (Елизавета Язневич, Ксения Бабихина) и финансовой поддержке Факультета социальных наук НИУ ВШЭ
• Основной тренд изменений в работе НКО в 2022 году – увеличение объема работы (75%) и числа благополучателей (59%) на фоне растущей эмоциональной нестабильности сотрудников (49%) и повышения финансовой неустойчивости.
• Сокращение общего объема финансирования произошло у 38% опрошенных организаций. В основном это произошло за счет падения объема поступлений от коммерческих компаний, снижения пожертвований частных лиц и сокращения государственных грантов и субсидий. Чаще других о сокращении общего объема финансирования говорили крупные организации с числом сотрудников более 5 человек и работающие более 10 лет – с этой проблемой столкнулась практически каждая вторая такая организация.
• Вместе с этим, у 30% опрошенных объем финансирования вырос. В половине случаев это связано с получением НКО грантов или субсидий от государства. Рост финансирования чаще встречался у небольших организаций c небольшим числом сотрудников до 2 чел. и работающих до 5 лет.
• Три четверти НКО (75%) заявили об увеличении объема работы за прошедший год, а среди НКО социальной сферы это произошло практически повсеместно (89%). При этом рост объема работы не сопровождался соответствующим ростом объема финансирования – это произошло только в 37% случаев, остальные 63% выполняли больший объем работы с тем же бюджетом или в условиях его сокращения.
• Больше чем половина опрошенных НКО столкнулась с ростом числа благополучателей (59%). Увеличение произошло практически по всем направлениям деятельности, в большей степени у НКО, кто работает с узкими группами благополучателей (мигранты, беженцы, бездомные и т.д.) и оказывает помощь взрослым людям (81 и 70% соответственно).
• Проблема эмоциональной нестабильности сотрудников – вышла в ряд первоочередных для НКО. О том, что такая проблема стала более актуальной для НКО, заявила каждая вторая опрошенная организация (49%). Заметно чаще об этом говорят НКО, в которых увеличились конфликты внутри организации.
• Больше трети НКО начали оказывать поддержку тем, кто так или иначе оказался в зоне влияния СВО (39%). НКО начали работать с беженцами, семьями военнослужащих и мобилизованных и жителями ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей. Помощь военнообязанным, военнослужащим и их семьям оказывают 24% НКО, и их работа чаще всего включает психологическую помощь (59%), помощь вещами, одеждой (57%), продуктами питания (43%), средствами гигиены и медикаментами (39%), а также – юридическую помощь (35%). При этом смена фокуса НКО в сторону новых категорий благополучателей сопровождается осложнением в оказании помощи другим социально уязвимым категориям.
• Для преодоления ситуации кризиса НКО предприняли ряд мер, большинство из которых направлены на развитие и пересмотр работы организации, а не на прямое сокращение расходов или деятельности. Чаще всего НКО запускали новые проекты (44%), искали новые источники финансирования (43%) и работали над пересмотром стратегии организации (39%). Опрошенные практически не говорили о приостановке работы (5%), сокращении объема работы (8%), о сокращении размера оплаты труда (9%) или числа сотрудников (11%). Такие меры большинство опрошенных (более 80%) не планируют и в дальнейшем.
• Для большинства опрошенных горизонт планирования небольшой, но и не критически короткий. В перспективе 1-2 года, думает 28% опрошенных, горизонт планирования до года – у 36% НКО.
Опрос проведен в декабре 2022 года. В опросе приняло участие 227 НКО из 54 регионов России. Чуть больше трети опрошенных (37%) представляют НКО Москвы, 8% – НКО Санкт-Петербурга. Большая часть опрошенных организаций относятся к трем организационно-правовым формам – это фонды (34%), АНО (29%) и общественные организации (21%). В сфере социальных услуг и помощи социально уязвимым группам населения работает 41% опрошенных, 14% заняты в сфере развития благотворительности, волонтерства и некоммерческого сектора, по 8% работают в сфере культуры и исторической памяти, образовании, исследованиях и науке, а также в сфере спорта, ЗОЖ, досуга и рекреации. По числу сотрудников 36% опрошенных НКО имеют 0-2 чел., 26% – 3-5 чел., 6-10 чел. имеет 17% НКО и 21% более 11 сотрудников.
Источник: pulsngo.ru/itogi22
«Настенька»: продолжили развивать новое направление – помощь детям с тяжелыми диагнозами, угрожающими жизни
В 2022 году фонд «Настенька» собрал для своих подопечных 61 млн рублей – это на 2 млн больше, чем в 2021 году. «Нам удалось не снизить количество привлекаемых средств, но мы планировали увеличить сбор за этот год на 20–25%. Почти в три раза сократились сборы средств на краудфандинговых платформах к концу этого года по сравнению с его началом», – говорит PR-специалист фонда «Настенька» Елена Воронцова.
Несмотря на это, команда продолжила развивать новое направление деятельности: помимо помощи детям с онкологическими заболеваниями, теперь «Настенька» помогает детям и с другими тяжелыми диагнозами, угрожающими жизни. За год более 500 детей получили различную помощь – это оплата обследований, лечения, срочных операций и курсов реабилитации, обеспечение бесплатным перелетом к месту лечения, проживанием и многое другое. Только в рамках проекта «Точный диагноз» 245 детей получили помощь в оплате обследований, не входящих в ОМС, на сумму более 5 млн рублей.
Успешно осуществляется проект «Уютный дом на время лечения»: в этом году 246 семей с больными детьми нашли свой временный уютный дом в квартирах, специально арендованных фондом. Дети и родители получают здесь бесплатное проживание в шаговой доступности от больницы.
«Ника»: пересмотрели источники финансирования и выстроили новые способы общения с жертвователями
В 2022 году фонд помощи животным «Ника», как и многие другие НКО, оказался отрезан от пожертвований из-за рубежа и потерял большую часть корпоративных спонсоров. Ситуация в начале года побудила фонд пересмотреть источники финансирования, выстроить новые способы общения со своими жертвователями и провести два крупных фандрайзинговых проекта – закупку ветеринарных препаратов «Телазол» и «Миоксил» и акцию #ОставайтесьСытыми. «Последний проект мы провели, чтобы помочь приютам и передержкам для животных в критической ситуации выжить во время кризиса», – говорит Софья Шлемина, PR-директор фонда «Ника».
В этом году фестиваль фонда «Ника» по пристройству животных WOOF впервые прошел сразу в нескольких городах России: в Ростове-на-Дону, Петербурге, Краснодаре и Москве; удалось найти дом более 200 животным.
«Пока все постоянные проекты фонда работают. Однако мы все еще не знаем, что ждет нас в следующем году, ведь ситуация в сфере некоммерческих организаций еще не стабилизировалась», – говорит Шлемина.
Сейчас фонд проводит последнюю в этом году акцию «Санта для хвоста», планируя собрать 10 млн рублей на покупку корма для 50 тысяч бездомных животных в Москве.
«Обнаженные сердца»: направили усилия на развитие микрофандрайзинга и партнерств с российскими брендами
До февраля фонд «Обнаженные сердца», который помогает детям и молодым людям с особенностями развития, собирал средства в основном с помощью фандрайзинговых мероприятий и корпоративных партнерств с иностранными брендами. «В связи с изменившимися обстоятельствами, которые повлекли за собой значительное сокращение мероприятий и отток иностранных компаний, общее количество поступлений сократилось почти в два раза», – рассказала Ольга Вайншток, руководитель пресс-службы фонда «Обнаженные сердца».
Для решения этой проблемы фонд направил усилия на развитие микрофандрайзинга и партнерств с российскими брендами, запустил проекты на платформах «СберВместе», Ozon, Mos.ru, подключился к благотворительным механикам платформы «Авито» и активно сотрудничает с «Добро.Мейл.ру».
В результате фонду удалось сохранить все проекты, продолжать образовательную и издательскую деятельность. Главным событием года для фонда стало открытие нового пространства Центра поддержки семьи в Нижнем Новгороде: на 560 квадратных метрах 45 инструкторов реализуют программы помощи для более 60 детей и молодых людей с аутизмом. Центр также служит стажировочной базой для специалистов из разных регионов России.
Всего помощь фонда в этом году получили 3746 человек.
Помочь фонду «Обнаженные сердца»
«Перспективы»: опасались, что не сможем собрать нужный годовой бюджет, и экономили
«Количество массовых пожертвований, а также небольших пожертвований от бизнеса сократилось примерно на 20%. Из крупных доноров только один не смог нас профинансировать в этом году, остальные сохранили поддержку и благодаря им удалось не сокращать объемы помощи подопечным в этом году», – говорит Екатерина Таранченко, исполнительный директор БО «Перспективы».
В этом году организации пришлось отказаться от нескольких проектов выезда подопечных на летний отдых, а также заморозить часть вакантных ставок – в «Перспективах» очень опасались, что не смогут собрать нужный годовой бюджет, и экономили. Тем не менее весной вместе с проектом «Простые вещи», сетью магазинов «Спасибо», кафе «Огурцы» и творческой компанией «Студия „Да«» удалось запустить проект «Нормальное место» рядом с Севкабелем. Это мастерские, коворкинг, кухня и кафе, место для танцев и театральных перформансов – огромное пространство инклюзии, где работают и отдыхают и «особые», и обычные люди.
«Один наш благотворитель исполнил данное в прошлом году обещание и приобрел для шести наших ребят квартиру, где будем организовывать их сопровождаемое проживание – это еще одно чудо, случившееся в этом году. Квартира находится на Васильевском острове, и ребята смогут приходить оттуда в мастерские в „Нормальном месте«», – поделилась Таранченко.
Кроме того, «Перспективы» начали опекать украинских беженцев, в семьях которых есть дети и взрослые с тяжелыми множественными нарушениями и ментальными особенностями – они получают помощь в рамках регулярной программы кризисной поддержки семей.
«Понятно, что экономическая ситуация и возможности людей помогать будут скорее всего снижаться, поэтому мы сделали бюджетный план на следующий год максимально экономичным, не закладывая никаких новых проектов и расходов. Но нам очень важно в этом году собрать запас средств, чтобы продолжить помощь подопечным в первые месяцы 2023 года, когда фандрайзинговые мероприятия будут в затишье», – говорит Таранченко.
«Подари жизнь»: решили сократить траты на системные проекты, которые планировали развивать
Снижение пожертвований началось в марте этого года и продолжается до сих пор, рассказала директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова. По сравнению с 2021 годом поступления пожертвований в фонд упали на 40%, это примерно 675 млн рублей. Также фонд потерял почти всех иностранных доноров, а это более 80 млн рублей в год.
«На сегодняшний день нам еще не приходилось никому отказывать в помощи. Это стало возможным в том числе и благодаря тому, что у нас остались неистраченные пожертвования с прошлого года, с их помощью у нас сейчас есть дополнительная возможность выполнять обязательства и работать в условиях значительного роста количества просьб о помощи. К сожалению, этот ресурс не безграничен, и эта возможность уже заканчивается, поэтому нам уже пришлось подумать над сокращением трат на системные проекты, которые мы планировали развивать», – говорит Екатерина Шергова.
Для удобства благотворителей в фонде доработали платежные формы на сайте, например, взамен ушедшей возможности ApplePay вывели SberPay и упростили банковские формы перевода средств. Тех, кто жертвовал из-за рубежа через PayPal, проинформировали о том, что у «Подари жизнь» работают сестринские фонды в Великобритании и Америке, а в фонд в России можно пожертвовать на расчетный счет. В марте технических причин фонд потерял примерно 10% от всех подписок, это около 1500 подписок на 1,5 млн рублей.
С марта этого года врачам в России стали недоступны некоторые медицинские технологии, такие как наборы реагентов для очистки донорского костного мозга перед пересадкой его ребенку – это важная технология, которая позволяла сократить риск возникновения опасной реакции «трансплантат против хозяина» даже при родственных пересадках, когда была низкая совместимость донора и реципиента. Чтобы наладить производство этих реагентов для очистки трансплантата нужны годы, но дети не могут ждать, они лечатся сейчас, поэтому врачи вынуждены по-другому снижать этот риск: пересаживать костный мозг без предварительной очистки и при этом применять особую терапию, чтобы предотвратить осложнения у ребенка и реакцию «трансплантат против хозяина». Расходы на эту лекарственную терапию взял на себя фонд «Подари жизнь»: в бюджеты клиник они не были заложены, потому что никто не знал, что они понадобятся.
Также фонду пришлось выстраивать логистические цепочки в связи с новыми обстоятельствами, но по всем направлениям поставок есть задержки. Например, не зарегистрированные в России лекарства фонд по-прежнему продолжает возить с помощью компании DHL: в апреле они сделали исключение для гуманитарных грузов и продолжили работать с фондом «Подари жизнь», несмотря на то что ушли из России, но при этом логистическая цепочка все равно неизбежно удлинилась. Из-за этого у фонда по-прежнему возникают сложности с ввозом температурных препаратов.
Поддержать фонд «Подари жизнь»
«РЭЙ»: сократили финансирование образовательных проектов
В марте – апреле этого года фонд помощи бездомным животным «РЭЙ» потерял более 30% частных пожертвований, в том числе и рекуррентных подписок. «Мы приложили большие усилия, чтобы наладить работу с частными донорами и вернуться на уровень 2021 года, и это удалось, несмотря на потерю всех зарубежных доноров, отключение платежных сервисов и блокировку банковских карт. Ушла также большая часть крупных корпоративных спонсоров, ведь это были международные компании-производители кормов и препаратов для животных. Фонд смог найти новых партнеров среди российских компаний, но общий объем поддержки значительно снизился по сравнению с прошлым годом», – рассказала Лидия Кондрашова, специалист по внешним коммуникациям фонда «РЭЙ».
Поэтому было принято решение направить все ресурсы на помощь бездомным животным и сократить финансирование образовательных проектов. В первую очередь фонд закупал корма, вакцины и лекарства для приютов, потому что из-за проблем с поставками, которые вызвали значительный рост цен, приюты не могли себе этого позволить. При этом удалось сохранить все программы и сотрудников, провести три собственных благотворительных фестиваля и оказать помощь тысячам бездомных животных.
Главная задача фонда на 2023 год – открыть РэйДом, начать принимать там животных, оказывать им грамотный уход и реабилитацию, а также находить для них новый дом и хозяев.
«Старость в радость»: перестроили программы, чтобы покрывать только жизнеобеспечивающие потребности людей
«В этом году изменилась структура пожертвований: все больше и больше мы чувствуем поддержку людей, которые порой, кажется, отдают последнее, как в Евангельской притче о бедной вдовице. При этом вырос объем помощи, который мы оказываем, отчего нехватка денег на программы и проекты, в том числе новые, очень ощутима», – рассказала директор фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» Елизавета Олескина.
По ее словам, фонд потерял несколько постоянных доноров из крупного бизнеса. Также пришлось перестроить программы, чтобы покрывать только жизнеобеспечивающие потребности людей. «Качество жизни – досуг, полезная занятость, развитие реабилитации и прочее – теперь на какое-то время будут не в приоритете», – говорит Олескина.
Фонд открыл новый проект «Неотложка»: с конца февраля этого года он кормит и согревает малоимущих пожилых людей на дому, отправляя в регионы продуктовые наборы, закупая уголь и дрова. Проект действует в 20 регионах, где более 2 тысяч пожилых людей уже получили дрова и уголь и для почти 6,5 тысяч человек были отправлены продуктовые наборы.
«„Я плачу не из-за посылки со сгущенкой, а из-за того, что обо мне подумали. Значит, поживу еще« – когда мы получаем такие отклики, это дорогого стоит», – поделилась директор фонда «Старость в радость».
Поддержать фонд «Старость в радость»
Фонд Константина Хабенского: проработали планы лечения подопечных на более долгий срок
В начале этого года фонду Хабенского, как и другим НКО, пришлось оперативно перестроить работу. В первую очередь в фонде стали прорабатывать с врачами планы лечения подопечных на более долгий срок, чем это делалось раньше. «Такая потребность была продиктована ростом цен на лекарства и увеличением сроков поставок. Это позволило нам закупить препараты по доступным ценам, а нашим подопечным – вовремя их получить», – рассказали в пресс-службе фонда.
Также были пересмотрены планы программы «Помощь медицинским и социальным учреждениям» (закупка и поставка медицинского и реабилитационного оборудования): перестраивание логистических процессов и корректировка стоимости оборудования и расходных материалов стали причиной приостановки некоторых проектов. Но основные закупки, которые планировали, фонд успел реализовать. Кроме того, в этом году в рамках программы фонд впервые реализовал поставку оборудования в клинику в Екатеринбурге.
В соцсети «ВКонтакте» был запущен видеопроект «От первого лица» – серия прямых эфиров с участием подопечных, врачей, помощников, волонтеров, друзей, которые делились своим опытом.
Удалось сохранить традиционные активности по привлечению средств, например, провести благотворительный футбольный матч, а благотворительный спектакль «Поколение Маугли» – совместный проект с МХТ им. А. П. Чехова – теперь ежемесячно идет на Основной сцене театра. Вышла книга «Опухоли головного и спинного мозга у детей», написанная экспертами фонда – ведущими специалистами, принимающими участие в лечении и реабилитации детей и молодых взрослых с опухолями мозга. Она бесплатно распространяется в медицинских учреждениях и доступна в электронном виде на сайте.