Первое, что необходимо – определиться, на какие именно цели мы хотим привлечь пожертвования, рассказал «Милосердию.ru» инвестор и благотворитель Илья Зибарев, CEO и член советов директоров/консультативных советов ряда российских компаний.
Учитывая колоссальное количество разрушенных храмов, правильнее было бы сосредоточиться в первую очередь на консервации зданий, предполагает эксперт: «Это не так дорого. Восстановление стоит сотни миллионов. Консервация – десятки. Ментально проще к этому подойти».
Он отметил, что пока что бизнес активно вовлечен в помощь больным детям, инвалидам, в охрану природы и пр., – но редко обращает внимание на необходимость спасения культурного наследия.
«Многие считают, что это обязанность государства, или Церкви, – пояснил Илья Зибарев. – Не все понимают, что большинство храмов и строились, и восстанавливаются не за ее счет, а благодаря приходам и меценатам, причем не обязательно миллионерам, а и на небольшие пожертвования.
Об этом важно помнить. Всегда стоит напоминать, что тот или иной храм был создан, законсервирован, или восстановлен за счет таких же людей, как мы с вами. Это будет хорошим примером для людей, чтобы они не боялись, и не думали, что восстанавливать храм могут только миллионеры.
Наша задача – как можно больше рассказывать про разные проекты, тогда люди сами откликнутся. Сейчас на ТВ, на радио или в газетах практически нет материалов, где интересно рассказывали бы про восстановление храмов или старинных усадеб.
Ну и, конечно, нужны системные решения со стороны государства. Ипотечное кредитование под исторические объекты, которые нужно восстанавливать – с минимальным процентом, если не нулевым. Субсидирование взносов предпринимателей на восстановление храмов и других объектов исторического наследия. Государство обязательно должно принимать здесь участие, ведь само оно эту проблему не решит.
– Какая самая эффективная мотивация для предпринимателей, чтобы участвовать в восстановлении храмов?
– Личное осознание того, что восстановление храмов – это восстановление нашего наследия. Где храм – там Бог на земле, выше этого мотивации нет. Все остальное – ее поддержка: субсидирование, налоговые вычеты за суммы, потраченные на восстановление, и т.д.
– Вы согласны с теми, кто говорит, что сейчас приходит новое поколение предпринимателей, у которых более естественные подходы в этих вопросах?
– Предприниматели нового поколения – более открытые, и больше думают о России, это правда. Им интереснее заниматься возрождением страны, им интересны проблемы, которые для страны актуальны. И они боле отзывчивы.
– С чего начинать общине, или инициативной группе, перед которой стоит задача восстановить разрушенный храм, и найти для этого деньги?
– Сначала в храме должен быть священник. Должна быть молитва. Также нужно, чтобы у храма был четкий юридический статус, тогда можно будет им заниматься. Дальше вы делаете то, что можете сделать сами: выкашиваете траву, очищаете храм от грязи, постепенно его латаете. И собираете деньги так, как вы можете: у друзей, у знакомых, делаете сайт, лендинг… Это простые действия. И, как правило, всегда находятся люди, которые помогут. Но не ждите быстрых результатов».
Вопросы участия бизнеса в сохранении объектов культурного наследия обсуждались в ходе II Всероссийского форума «Хранители храмов России», который прошел 16 – 17 января в Москве.