В последнее время в СМИ часто поднимается тема о разлучении семей украинских беженцев и жителей в зоне СВО с детьми. Какова правовая форма устройства детей из Украины и новых регионов России, сколько таких детей-сирот проживают под опекой в российских семьях и как их возвращают кровным родственникам или родителям на тех территориях, где они проживали, «Милосердию» сообщили в пресс-службе уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.
– Какова правовая форма устройства детей из новых регионов и с Украины в российские семьи? Как такие вопросы регулируются международным законодательством?
– В феврале 2022 года решением глав Донецкой и Луганской народных республик часть населения в целях безопасности была эвакуирована в Россию. В разное время на территории Российской Федерации находились 1,5-2,5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном, в пунктах временного размещения (ПВР) для беженцев. Впоследствии часть из них вернулась в родные места, некоторые по решению властей республик продолжили жить в ПВР или были направлены в социальные учреждения регионов (пансионаты, семейные центры), в отношении других стал рассматриваться вопрос об их семейном устройстве.
В том числе в целях обеспечения наилучших интересов этих детей президентом России было дано поручение о снятии правовых барьеров для их устройства на семейные формы воспитания в российские семьи – преимущественно, под предварительную опеку либо попечительство.
Следует подчеркнуть, что такая позиция не только говорит о приоритетном внимании Российской Федерации к вопросам защиты детства, но и демонстрирует приверженность к совершенствованию механизмов такой защиты. Такой подход также согласуется с нормами Конвенции о правах ребенка, в преамбуле которой признается, что детям для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
При участии уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка были организованы штабы по вопросу синхронизации законодательства Российской Федерации, ДНР и ЛНР в сфере опеки и попечительства, в состав которых, кроме уполномоченных по правам ребенка, вошли представители профильных министерств и ведомств Российской Федерации, ДНР и ЛНР.
В конце мая 2022 года президентом был подписан указ об упрощении получения российского гражданства детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения, из ДНР, ЛНР и Украины, что в том числе облегчило решение вопросов опеки и попечительства. Но даже при оформлении детям российского гражданства, для них сохранялось гражданство государства происхождения (ДНР, ЛНР, Украина).
Также немаловажно, что решения о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство) российских граждан принимались исключительно уполномоченными органами ДНР и ЛНР.
При этом усыновление детей из ДНР и ЛНР российскими гражданами, как возможная форма устройства, никогда не рассматривалась в качестве приоритетной, и на практике ни разу не применялась. Передача детей под предварительную опеку являлась более предпочтительной, в том числе с точки зрения возможного дальнейшего воссоединения несовершеннолетних с их кровными родственниками, в случае их обнаружения.
– Предпринимаются ли какие-то действия для установления связи с кровными родственниками?
– Работа проводилась по каждому ребенку: устанавливался круг родственников, выяснялась их готовность принять детей; только в случае невозможности определения в кровную семью и по решению властей ДНР и ЛНР дети устраивались под опеку в российские приемные семьи.
Российская Федерация никоим образом не препятствует общению детей с родственниками и сохранению кровных семей. Ребята на постоянной связи с близкими и друзьями посредством цифровых мессенджеров. Есть и случаи воссоединения со своими родственниками при непосредственном участии аппарата детского омбудсмена.
Так, например, дети М., эвакуированные из г. Мариуполя и проходившие реабилитацию в пансионате «Поляны», были беспрепятственно переданы отцу 19 июня 2022 года, после первого же обращения последнего к российской стороне.
– Сколько детей взяты под опеку? Как происходит устройство под опеку, с какого возраста у детей спрашивают согласия и куда подростки могут сами обратиться, если хотят вернуться? Есть ли случаи возврата этих детей опекунами?
– К настоящему моменту 380 детей-сирот, которые жили в интернатных учреждениях обстреливаемых районов ДНР и ЛНР, а также были найдены беспризорными в подвалах жилых домов Мариуполя, проживают под опекой в российских семьях.
Семьи подбирались с учетом особенностей, состояния здоровья и потребностей детей, а также заслуживающих внимания обстоятельств, с необходимым опытом – многодетные и приемные, некоторые из них уже имели практику приема детей из ДНР и ЛНР с 2014 года.
Также важно, что при работе с детьми психологи выясняли и фиксировали желание самих несовершеннолетних быть устроенными в приемные семьи. По российскому законодательству мнение ребенка должно учитываться с 10-летнего возраста, с 14 лет уже в обязательном порядке решение строится на позиции несовершеннолетнего. Но невзирая на эти возрастные установки, мнение и желание детей для принятия решения об устройстве в семью оставалось ключевым.
Что касается подростков: в случае, если они захотят вернуться в социальную организацию, из которой были устроены в семью, они могут обратиться в курирующий орган – орган опеки и попечительства, либо к уполномоченному по правам ребенка. Однако до настоящего момента таких ситуаций не было.
В российских регионах для детей созданы все условия для полноценной жизни: они учатся, занимаются хобби, общаются с друзьями и родственниками, им доступны лечение и реабилитация. После вступления в российское гражданство они имеют права на все социальные гарантии, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.
– Могут ли родственники забрать детей из новых регионов и с Украины, устроенных в России под опеку, что для этого им нужно сделать и были ли такие случаи?
– В настоящее время, учитывая присоединение ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей к Российской Федерации, с 30 сентября 2022 года все граждане, проживавшие на территории этих субъектов, приобретают российское гражданство. Таким образом жизнеустройство детей теперь будет осуществляться тоже в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если у детей будут найдены близкие родственники или родители, в том числе на территории Украины, и они изъявят желание забрать несовершеннолетних, вопрос о возможности их воссоединения будет рассмотрен незамедлительно. Для этого им необходимо с документами, подтверждающими родство, обратиться в территориальный орган опеки и попечительства по месту пребывания детей. В случае необходимости можно обратиться в наш аппарат по электронной почте obr@deti.gov.ru.
– Сообщалось о договоре уполномоченного по правам ребенка о сотрудничестве в новых регионах с «ЛизойАлерт». Какие теперь открываются новые возможности розыска родителями детей, пропавших во время войны, и много ли таких потерянных детей?
– Договор с «ЛизойАлерт» не подписывался, однако достигнуты устные договоренности о совместном поиске детей, пропавших на территориях специальной военной операции. Например, если в опасной ситуации семья разделилась, и близкие потеряли друг друга. Сколько таких ситуаций точно – сказать сложно. Будем ориентироваться на индивидуальные запросы.
Планируем, что координацию этой работы на себя возьмут гуманитарные штабы уполномоченного «Детям – в руки». Они уже действуют в Донецке и Луганске, в ближайшее время появятся в Херсонщине и Запорожье. Штабы оказывают адресную помощь семьям с детьми по запросам, их сотрудники работают в тесном контакте с властями, понимают административные и культурные особенности регионов.
– Что вы считаете нужным добавить в связи с претензиями украинской стороны, говорящей о «незаконной депортации» и «похищении» детей?
– По теме устройства детей-сирот в приемные семьи России мы регулярно получаем разные фейки. «Принудительное усыновление тысяч украинских детей», «варварское обращение» – так наши действия по жизнеустройству детей-сирот Донбасса позиционируются не только Украиной, но и в ряде зарубежных СМИ.
Возможно, у представителей иностранных источников информации есть сложности с переводом или это просто невнимательность к данному вопросу, потому что мы нередко сталкиваемся с неточностями в формулировках: вместо опеки используется термин «усыновление», вместо эвакуации «насильственный вывоз». Есть проблемы и с подсчетами – пишут о сотнях или даже тысячах принудительно усыновленных, хотя на самом деле это 380 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, которые были устроены под опеку: предварительную и постоянную.
В настоящее время Совет по правам человека уже включил эти публикации и их опровержение в очередную рассылку для ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Amnesty International и ряда других зарубежных организаций и СМИ.
Хочется еще раз подчеркнуть, что речь идет в основном об устройстве детей из социальных учреждений Донбасса. Это большие семейные группы, где количество братьев и сестер в одной семье насчитывает от 3 до 9 человек, это дети с инвалидностью, это та трудноустраиваемая категория, которую на территориях республик устроить в семью не получалось долгое время. Дети находились в учреждениях по 5-9 лет, и, конечно, мечтали обрести родителей.
С детьми работали психологи, учитывали их мнение и желание обрести семью. Действовали по правилу – не ребенок для семьи, а семья для ребенка. Многие ребята заранее могли посмотреть анкеты будущих родителей, познакомиться с ними по видеосвязи, выбрать те семьи, которые им наиболее близки.
И еще раз – приоритет отдавался таким формам устройства как опека и попечительство. Ни один ребенок до настоящего времени не усыновлен. По каждому проводится большая предварительная работа по поиску его кровных родственников или родителей на тех территориях, где они проживали.
Таким образом, жизнеустройство детей-сирот осуществляется исключительно с их согласия, в их интересах и с учетом их особых потребностей, в полном соответствии с требованиями норм международного и российского внутригосударственного права. Если вдруг есть родственники или родители, кто ищет своих детей, то они всегда могут обратиться в адрес уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка.