На Петербургском экономическом форуме министр просвещения Сергей Кравцов объявил: «В настоящее время готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы». Разбираемся, значит ли это, что завтра в школы придут учителя-предметники со средним образованием.
Во-первых, надо понимать, что такое стандарт образования – ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт – это набор требований и программ, по которым готовят студентов определенного направления, вот примеры некоторых. Во ФГОСе описано, какие требования предъявляются к выпускникам по той или иной специальности, в какой форме (очной, очно-заочной, дистанционной) проводится обучение, какие предметы студент должен освоить и сколько часов тех или иных лекций прослушать. Иными словами, ФГОС – универсальный для всей страны набор программ. Больше, чем написано во ФГОСе, студента по специальности обучать можно, меньше – нельзя. По факту, министр сказал, что ФГОС только готовится.
Второе. Очевидно, что ФГОСы не пишутся быстро. По нормативам ФГОСы нужно пересматривать раз в десять лет, но вот одним из этапов введения Болонской системы считалась необходимость ввести стандарты обучения четвертого поколения, но в итоге до них так и не добрались, на 3++ остановились. Нельзя утверждать, что стандарты для предметников-выпускников колледжей будут писать также долго, но сколько-то времени это займет.
Третье. Сейчас учителей-предметников со средним образованием в России нет – выпускники колледжей преподают только в начальной школе. В пресс-службе министерства просвещения «Коммерсанту» пояснили, что будущий стандарт направят на рассмотрение в Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО). При этом документ нигде пока не опубликован, то есть, если он и существует, то в проектах и заготовках. Даже если сам стандарт составят быстро, потом еще будут обсуждать и принимать. И, учитывая тревогу, которую вызвало одно только заявление министра, обсуждение легким не будет.
Четвертое. После того, как стандарт примут, по нему нужно набрать студентов, выучить и выпустить. Это еще минимум три учебных года – столько сейчас учат, например, учителей физкультуры. Причем нынешний год в них точно не входит – прием на все специальности уже анонсирован, никаких «новых учителей» среди заявленных специальностей нет.
И, наконец, учитель в школе ведет уроки не сам, по своему разумению, а по программам и методичкам, которые одобряет министерство. С помощью этих пособий в прошлые годы с ведением уроков справлялись и выпускники педагогических институтов, в программах которых было много преподавательских премудростей, и выпускники университетов, у которых многих приемов и премудростей не было, их вообще не столько учили общаться с детьми, сколько давали академические знания. Кроме того, учитель-предметник в школе никогда не работает один – есть методическое объединение, где советы ему дают старшие товарищи.
В общем, если появление новых учителей-предметников нас и ждет, то, не раньше, чем через несколько лет. А сам проект скорее продиктован стремлением министерства заставить выпускников, у которых в дипломе написано «преподаватель», все-таки пойти работать именно в школу. Сейчас такие люди где только ни работают.