Во время акции «Доступ есть» в субботу в Москве людям на колясках оказались недоступны большинство кафе и ресторанов, часть магазинов, а также общественные туалеты.
«В инвалидной коляске проехал от Ленинки до музея изобразительных искусств им. Пушкина, — написал на Facebook депутат Государственной думы Сергей Миронов. — Вся спина мокрая. Практически все пешеходные переходы имеют съезд только с одной стороны. На туалете значок «для инвалидов», но на коляске туда не заехать: очень высокий порог. В метро «Боровицкая» заехать можно, но дальше надо ждать службу сопровождения инвалидов. Ждали 15 минут, не дождались. Музей Шилова — молодцы: есть и пандус нормальный, и подъемник внутри. Практически ни в одно кафе или ресторан по пути не заехать. Исключение — «Шоколадница» в начале Волхонки».
«Некоторые участники акции, кто не привык пользоваться коляской, стерли себе руки в кровь, так старались преодолеть препятствия, — рассказала корреспонденту «Милосердия.ru» Дженнет Базарова, 12-летняя девочка с несовершенным остеогенезом. — Есть места, где мне было тяжеловато, как в магазине «Азбука вкуса» на Петровке, но мы все же наклеили зеленый стикер «Доступ есть», потому что люди посильнее смогли заехать туда сами».
В саду «Эрмитаж» Дженнета, например, попыталась заехать на детскую площадку. «Она выглядит доступной, я очень старалась быть самостоятельной и карабкалась, но не смогла взобраться на нее сама, и мне помогли», — рассказывает Дженнет.
«С нами был специалист «Оттобок Сервис», это фирма-производитель средств реабилитации, — добавляет мама Дженнеты Светлана Алланазарова. — Он считал, что та ямка, которую не может преодолеть моя дочь, не мешает признать площадку доступной. И все же ребенок не может на ней быть полностью самостоятельным, так что мне пришлось поспорить с экспертом».
Проблемы возникли и в общественном туалете, рассказала «Милосердию.ru» Дженнет: заехать в него было можно, но чуть ли не половина кабинок оказалась закрыта на санитарное обслуживание, а кабинки для людей с инвалидностью были забиты наглухо. «В таких случаях приходится просить, чтобы меня пересадили, а ведь в приспособленной кабинке я могу справиться сама, — сказала Дженнет. – К тому же очень трудно найти достаточно чистую кабинку». Некоторые люди с инвалидностью перед выходом из дома даже надевают подгузники: унизительно это или нет, а рассчитывать на доступность туалетов не приходится.
«Дженнета попыталась зайти в ювелирный магазин, ведь и она имеет право купить колечко, — вспоминает ее мама Светлана. — Но порог оказался со ступенькой, причем такой ширины, что даже если бы я втащила на нее коляску, то было бы негде ее развернуть, ведь втаскивать приходится спиной вперед. В итоге удалось поговорить только с охранником магазина — мы оставили ему проспект с информацией о том, как сделать здание доступным для инвалидов».
От сада «Эрмитаж» до Большого театра вместе с Дженнетой и другими людьми на колясках путешествовали ресторатор Алексей Зимин, солистка Большого театра Анастасия Мягкова, художник Андрей Бильжо, журналист Филипп Дзядко, актриса Яна Крайнова, телеведущий Артем Королев и модельер Денис Симачев.
Несмотря на присутствие ресторатора Алексея Зимина, с кафе и ресторанами отношения не складывались. Например, охрана сравнительно дорогого ресторана «Ла Маре» на Петровке 28 неожиданно закрыла перед авангардом группы инвалидов двери. Только увидев телекамеры, охранники перешли к диалогу, вспоминают участники акции. Кстати, сам ресторан оказался вполне оборудован для людей на колясках, так что в итоге их все-таки пустили и предложили остаться пообедать.
В самом «Ла Маре» корреспонденту «Милосердия.ru» сказали, что глазами сотрудников ресторана первое появление колясочников на пороге выглядело несколько иначе: по противопожарным правилам двери всех заведений в России открываются наружу, и поэтому человеку на коляске действительно затруднительно открыть их без посторонней помощи (на вопрос о доводчике, который защитит человека на коляске от хлопка дверью по спине, менеджер ресторана ответил, что сотрудники обязательно подстрахуют клиента).
Однако во время акции вместо того, чтобы постучать в окно на двери, до которого дотянется и колясочник, и маленький ребенок, или подождать несколько секунд, пока охрана ресторана, внимательно следящая за входом, обратит внимание и откроет, молодой человек на коляске стал стучать в дверь ногой. Это и привело к дискуссии: сотрудники ресторана восприняли такое поведение как агрессивное. Менеджер заведения по имени Игорь, присутствовавший при инциденте, заверил корреспондента «Милосердия.ru», что среди постоянных гостей «Ла Маре» есть как мамы с детьми в детских колясках, так и люди с инвалидностью.
К счастью, инцидент был быстро исчерпан: участники акции проверили доступность входа и туалетов, все одобрили, и зеленая наклейка «Доступ есть» на двери ресторана осталась, а значит, акцию запомнят добром.
В одном из летних кафе по пути, вспоминает Светлана Алланазарова, не было даже намека на пандус. Причем когда участники акции отправились разговаривать с менеджером кафе, они услышали, что заведение и так немало платит аренду, так что адаптация здания для инвалидов их не интересует.
Пешеходные переходы в центре тоже оставляют желать лучшего, отметили участники акции. «Ведущий Артем Королев пытался перейти дорогу, но бордюр оказался таким высоким, что он зацепился и упал, — вспоминает Дженнет Базарова. — Некоторые переходы я могу преодолеть и сама». «Рискованно, когда я перевожу Дженнет через дорогу и мне приходится разворачивать коляску прямо на проезжей части, потому что втащить ее на высокий бордюр я могу только спиной вперед, — объясняет мама Дженнеты Светлана. — Высокие бордюры были, например, на островке посреди пешеходного перехода у памятника Высоцкому. Там мне помог завезти Дженнету сотрудник ДПС — ему мы и оставили памятку о том, как должны быть устроены переходы, и он обещал передать ее начальству. Кроме того, перед переходом должна быть плитка для незрячих и слабовидящих, а на нашем маршруте она была не везде. Но, конечно, нужно самим писать обращения во все связанные с проблемой департаменты — простая раздача памяток ничего не решит».
Телеведущий Артем Королев после акции отметил в блоге в Instagram, что по пути ему неоднократно приходилось вставать с коляски, чтобы преодолеть то или иное препятствие. Телеведущий не признался, что даже упал, — но задался вопросом, как же быть тем, кто встать с коляски не может.
Ректор московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов после акции написал в блоге на facebook: «Я впервые ощутил Москву глазами и руками человека, прикованного к коляске. Я не смог нигде пересечь Тверскую без посторонней помощи: единственный лифт в переходе на Маяковке давно не работает, а рейловые спуски в других переходах пригодны только для детских колясок. Бордюры на большинстве переходов сделаны с понижением, это позволяет двигаться самостоятельно, а вот войти в кафе, магазины и другие общественные заведения, чаще всего, самостоятельно я не смог. 20-сантиметровый порог, который ты не замечаешь, становится непреодолимым препятствием для человека с ограниченными возможностями. В одно кафе я въехал легко, нет порога, широкие проходы между столами, но на вопрос, есть ли туалет, которым может воспользоваться колясочник, услышал, что туалет обычный, да и тот на втором этаже по крутой лестнице. Увидел несколько «псевдопандусов»: один упирался в стену, другой был уже коляски. Причем, оба пандуса из дорогого мрамора: деньги потрачены — проблема не решена».
Особенно Андрея Шаронова огорчило отсутствие пандусов в государственных учреждениях: Музее современной истории на Тверской, Департаменте торговли и услуг и на недавно отреставрированном Тверском бульваре. Зато приятно удивил городской транспорт: водитель троллейбуса вышел, быстро раскрыл удобный пандус (он не видел, что его снимают), помог заехать. Внутри троллейбуса большая удобная площадка для коляски (и не одной), кнопка сигнала водителю.
«Большая часть прохожих и обслуживающего персонала кафе, магазинов, офисов предлагали свою помощь, компенсируя отсутствие пандусов и других удобств, что радует. Итак, очень полезный опыт. Думаю, каждому из нас (особенно строителям, муниципальным служащим) стоит хоть раз «попробовать» город в инвалидном кресле и потом всегда вспоминать эти ощущения в своей профессиональной деятельности и, самое главное, в общении с людьми с ограниченными возможностями. Очень часто мы просто забываем об их существовании. Увы, и я здесь не исключение…», — подытожил ректор московской школы управления «Сколково».
Дизайнер и художник Стас Жицкий после акции написал в Facebook, что добросовестно старался не пользоваться помощью сопровождающих, чтобы полноценнее осознать, каково настоящему колясочнику передвигаться по городу. Главную проблему художник увидел не в недоступных музеях и кафе — предположим, что инвалид отказался от пищи духовной и физической, а вот по делу ему очень нужно попасть из точки А в точку Б. Оказалось, что невозможно куда-либо попасть в одиночку.
«Видите ли, город не может быть отчасти благоустроен для инвалидов (ну, типа, как нельзя быть немножко беременной) — город либо годится для передвижения, либо не годится. Если на одной стороне пешеходного перехода имеется съезд на проезжую часть, а на другой стороне тебя встречает бордюр высотой десять сантиметров — то все, тебе и съезд уже не нужен. Если формально построенный пандус имеет коварный угол, то зачем тебе этот пандус? Любая мелочь, типа отсутствия решетки, прикрывающей водосточную канавку в тротуаре, грозит тебе в лучшем случае застреванием, а в худшем — выпадением из средства передвижения. Любой пустяк, типа пяти лишних сантиметров порога, для человека в коляске равен пятиметровому забору: что через первый, что через второй не перепрыгнешь.
Мир не без добрых людей, конечно, — продолжил Стас Жицкий, — и можно рассчитывать на помощь окружающих. Но одно дело на нее рассчитывать, если ты хрупкая девушка, а другое дело, если ты упитанный мужчина весом 108 килограммов (я специально взвесился, придя домой).
А пару килограммов я наверняка еще потерял на «трассе». Потому что это просто очень тяжело — тащить себя руками. Руки мои тряслись и отказывались слушаться весь остаток дня, да и остальной организм чувствовал себя так, будто его старательно помучили.
А ведь есть люди, которые живут так каждый день. Каждый.
А еще есть люди, которые каждый день едут на работу в персональном авто с водителем, и на этой работе принимают разнообразные законы».
Директор региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Денис Роза написала после акции: «Вот и я попробовала ездить на коляске. Было не просто. По-прежнему недоступен Государственный музей имени Пушкина». Перед центральным входом в музей оказалось, что нужно подходить к дополнительному входу, где сотрудники помогут втащить коляску по лестнице; правда, как отметили участники акции, у молодых людей были очень приблизительные представления о том, с какой стороны за коляску можно взяться, чтобы человек из нее не выпал, а коляска не сломалась.
«Пользоваться коляской оказалось очень тяжело, руки устают через шесть минут, — подсчитала главный редактор «Forbes Woman» Юлия Таратута. — Ты все время преодолеваешь препятствия, и тебе ничего не помогает на пути. Город разрыт, особенно в центре Москвы. Меня поразил цинизм, с которым установлены некоторые пандусы: например, они установлены частично».
«Интересно, что с недоступным объектом мы столкнулись и сразу после окончания акции, — говорит мама Дженнет Базаровой Светлана Алланазарова. — Погуляв у Большого театра, решили поехать домой на метро. Мне пришлось зайти на станцию «Охотный ряд» со стороны выхода для пассажиров: со стороны входа были очень высокие ступени. И вот я спускала Дженнет на станцию сама, на двух колесах: пандуса там не оказалось, а все окружающие люди, видимо, слишком спешили, потому что прошли мимо». Обычно Светлана пользуется помощью службы обеспечения мобильности пассажиров: уже несколько месяцев они помогают в том числе инвалидам на колясках, если общий вес человека и коляски не превышает 40 кг. Дженнета в эти критерии вписывается, так что если Светлана путешествует сразу с троими детьми, то ей в помощь выделяют аж семерых инспекторов. Они обычно очень предупредительны, но в день акции все они были заняты на перенаправлении потоков пассажиров на временно закрытых станциях.
Напомним, что 1 августа на четырех маршрутах в центре Москвы собрались как инвалиды-колясочники, так и известные люди, деятели культуры, а также представители власти, которые сели в инвалидные кресла. Группы проехали по маршрутам (на каждый ушло два часа, хотя у ходячего человека они займут не более 40 минут), фиксируя их преимущества для маломобильных граждан.
«По итогам акции вся собранная информация о недостатках маршрутов будет направлена в соответствующие органы власти с целью дальнейшего устранения и организации комфортного передвижения маломобильных граждан по городу», — написали после акции в блоге РООИ «Перспектива».