Опубликовано постановление правительства, вводящее примерные требования к организации и осуществлению ранней помощи детям до трех лет и их семьям. Таким образом, закрепляются единые подходы в этой деятельности для всех регионов России.
Услуги ранней помощи нужны «детям с инвалидностью, детям с IV–V группами здоровья, воспитанникам детских домов, детям, воспитывающимся в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении. Также услуги по ранней помощи необходимы детям с особенностями в физическом и психическом развитии или с отклонениями в поведении», пояснили в кабмине.
Услуги по ранней помощи смогут оказывать организации «независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности», говорится в документе. Такие организации или их подразделения должны осуществлять деятельность по одному или нескольким основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
Регионам рекомендовано обеспечить доступность ранней помощи, создав на своей территории сеть организаций, которые оказывают необходимые услуги. Отдельным актом правительства будет введен стандарт оказания ранней помощи детям.
Постановление правительства – это продолжение работы по подготовке необходимого пакета подзаконных нормативных актов, необходимого для введения в действие так называемого закона о комплексной реабилитации инвалидов. Само по себе появление в законодательстве понятия «ранняя помощь» – это результат многолетних усилий общественных организаций и экспертов, которые указывали, что комплексная, междисциплинарная помощь детям раннего возраста и их семьям – необходима, пояснил «Милосердию.ru» юрист Центра лечебной педагогики (ЦЛП) Павел Кантор.
«Проблема в том, что дети растут очень быстро, из организм и психика крайне подвижны, а существующие механизмы помощи в отношении детей «включаются» когда ребенок уже признан инвалидом, уже оказался в стационарной организации, уже оказался в трудной жизненной ситуации. Тогда как ранняя помощь именно для детей особенно важна и в целом ряде случаев может предотвратить инвалидизацию, социальное и медицинское неблагополучие детей на раннем этапе», – отмечает эксперт.
К положительным сторонам постановления он считает возможным отнести отсутствие «жестких» требований для организаций, оказывающих раннюю помощь. Это позволяет надеяться, что в систему ранней помощи удастся включить большое число негосударственных, небольших и недавно появившихся организаций, использующих инновационные подходы.
«В качестве слабой стороны документа можно указать то, что организация межведомственного взаимодействия и информирования возложены сразу на всех… и ни на кого конкретно, – считает Павел Кантор. – Эксперты не раз отмечали, что организация межведомственного и междисциплинарного взаимодействия работает тогда, когда есть конкретное лицо, отвечающее за это (например, социальный координатор, социальный менеджер). А именно межведомственный характер, в первую очередь тесное взаимодействие медицинских, социальных и образовательных систем, является залогом успешности ранней помощи».
В любом случае, создание эффективной ранней помощи потребует серьезной работы региональных органов власти, включая привлечение необходимых финансовых и кадровых ресурсов, уверены в ЦЛП.