Правительство поддержало законопроект о наставничестве для детей в трудной жизненной ситуации, сообщил автор инициативы, председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев. В ближайшее время проект планируется внести в Думу, тогда его текст будет опубликован.
«Цель этой инициативы – возродить в России институт наставничества для социализации детей, попавших в трудную жизненную ситуации. В системе профилактики будет создан институт наставничества, реестр наставников, к участию в работе с детьми активнее привлекут желающие НКО и волонтерские организации», заявил политик.
По его словам, полмиллиона несовершеннолетних, находящихся на профилактическом учете, получат еще одну возможность вернуться в нормальную жизнь. Законопроект также предполагает создание реестра наставников, которые смогут работать с трудными подростками, пишут «Ведомости».
Предполагается, что порядок взаимодействия наставника с ребенком, его родителями и комиссией по делам несовершеннолетних будет определять Минпросвещения. Также ведомству будет предложено назначать или заменять наставника.
В феврале 2024 г. разработчик рассказал «Парламентской газете», что законопроект ориентирован прежде всего на помощь подросткам, совершившим правонарушения. Но механизм привлечения волонтерских организаций и наставников, предложенный в законопроекте, можно будет использовать и для социальной адаптации сирот, и всех молодых людей в трудной жизненной ситуации, пояснил он ранее.
Когда несовершеннолетние считаются попавшими в трудную жизненную ситуацию?
В соответствии с федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это «дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи».
Возможность распространения наставничества на разные категории детей в разных ситуациях встревожила активистов просемейных организаций, предположивших, что от участия наставников в жизни детей и их близких нельзя будет отказаться. «Хочу вас успокоить: никто не планирует вмешиваться в жизнь семей, – заверил их Артем Метелев. – Речь идет о дополнении системы профилактики еще одним инструментарием – привлечением наставников и волонтерских организаций, как это было, например, в Советском Союзе и до сих пор сохранилось в ряде регионов».