Законопроект, направленный против практики необоснованного изъятия детей из семьи, внесен в Думу. Новые правила, предложенные в связи с внесением поправок в Конституцию РФ, позволят защитить семьи от произвола чиновников, уверены разработчики. Запрет отбирать детей у родителей без судебного решения может иметь негативные последствия, считают в БФ «Дети наши».
Законопроектом предлагается ввести в Гражданский процессуальный кодекс новую категорию дел особого производства — об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
«Заявление в суд об отобрании ребенка может быть подано органом опеки и попечительства или органом внутренних дел, получившими информацию об угрозе жизни ребенка или его здоровью. Для обеспечения прав ребенка рассмотрение заявления об отобрании при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью производится судом в максимально короткий срок – 24 часа с момента поступления заявления», – рассказали в Госдуме.
Там сообщили, что рассмотрение заявления в случае принятия закона будет проходить в закрытом судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и прокурора, а также с участием родителей (одного из них) или иных лиц, на попечении которых находится ребенок. А в необходимых случаях – с участием других заинтересованных лиц и самого ребенка.
Внесудебный порядок изъятия предлагается примеять, лишь если очевидна угроза гибели ребенка в течение нескольких часов, при участии прокурора и представителя органов внутренних дел, причем действия органов опеки могут быть затем оспорены родителями или опекунами.
Также предлагается внести необходимые изменения в закон о полиции, в частности – определить полномочия органов внутренних дел по обращению в суд с заявлением об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Практика необоснованногоизъятия детей представляет серьезную проблему, заявил один из разработчиков, сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию, депутат Павел Крашенинников. По его словам, причиной необоснованных решений может быть в том числе и нежелание оказывать нуждающимся семьям реальную поддержку – так, известно немало случаев, когда изъятие детей становилось следствием обращения родителей за денежной помощью.
«В качестве оснований изъятия детей зачастую называют нехватку игрушек у ребенка, громкий плач малыша, ненадлежащее состояние или отсутствие отдельной комнаты у ребенка, отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания, наличие синяков на теле ребенка, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, братьями или сестрами, поступление жалоб в отношении родителей, иногда и анонимных, и др», – указали в Думе.
«Законопроект позволит обеспечить развитие конституционных норм о защите семьи и приоритете семейного воспитания детей, ограничив внесудебный порядок отобрания детей», – подчеркнул Павел Крашенинников.
«Это очень опасное предложение», – считает директор БФ «Дети наши» Варвара Пензова. – Отсутствие четких критериев изъятия – лишь часть проблемы, уверена она.
«Предложенные изменения могут обернуться против тех, кого должны защищать – против детей, – рассказала руководитель фонда порталу Милосердие.ru. – Ведь нередко семья действительно не является безопасным местом для них. И если «риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов» не определяется это не делает эти условия безопасным для ребенка. Смерть не наступает от сексуального насилия, например, но это не значит, что ребенку в этих условиях безопасно.
Предложенные изменения снова не предполагают обязанность начать работу с семьей, а именно этого системе защиты детей не хватает сейчас больше всего – обязательной, грамотной работы по поддержке семьи. Поддержке, когда и специалист и семья вместе работают на изменения, которые сделают жизнь ребенка лучше. Специалиста, который умеет в том числе распознавать признаки насилия, у которого есть ресурсы и инструменты, чтобы изолировать насильника, а не ребенка, который умеет не только карать, но и умеет разглядеть и поддерживать ответственность и самостоятельность семей со сложностями».
«Только такая работа на наш взгляд поможет по-настоящему защитить ребенка и сохранить для него самое ценное – его родную семью», – подчеркнула Варвара Пензова.