56% проживающих в Понетаевском ПНИ в Нижегородской области, принявших участие в исследовании, не нуждаются в круглосуточном пребывании в спецучреждении, сообщила клинический психолог, попечитель благотворительного фонда «Просто люди» Мария Сиснёва на заседании проектного комитета по модернизации медико-социальной сферы региона 25 марта. По словам Сиснёвой, эти данные уместно экстраполировать на все регионы России.
Исследование в Понетаевском интернате проводилось 3-9 января этого года командой из 28 человек, в состав которой вошли представители проекта ОНФ «Регион заботы», юристы, клинические психологи, психологи-консультанты, представители НКО, врачи общетерапевтической практики, психиатры, реабилитологи, социолог. Из 546 пациентов учреждения были обследованы 269. Основные группы проблем, выявленные при работе – медицинские, юридические, коммуникативные и социальные.
Самая большая группа проблем – медицинская. Как показала проверка, в интернате отсутствует специалист по лечению деменции, вопросы пересмотра и уточнения психических диагнозов решаются формально, есть случаи избыточного назначения фармакотерапии или ее неэффективности. На втором этаже интерната были обнаружены лежачие больные, которым не могли организовать прогулки на улице, и, кроме того, в случае пожара срочная эвакуация таких пациентов будет невозможна, говорится в исследовании.
«Такое впечатление, что любой интернат является слепым пятном системы здравоохранения, – сообщила Сиснёва на заседании. – Не было ни одного человека из тех, с кем я беседовала, кто бы не подходил ко мне с какой-то медицинской проблемой. Я собеседовала шесть женщин, у которых был перелом бедра, все они превратились в лежачих больных. Ни одной из них не была проведена операция. Подходила женщина со словами: «У меня сахар 9», но в медицинской карте не было отметки, что у нее диабет».
«Это происходит не потому, что Понетаевский интернат ужасен. Это система. Да, огромная, неповоротливая устаревшая система. И когда мы концентрируем в одном месте огромное количество людей с инвалидностью, это неимоверная нагрузка на медиков конкретного района», – пояснила эксперт.
Еще одной из важных проблем учреждения она назвала почти полное отсутствие коммуникации с внешним миром. Из-за удаленного географического расположения почти не работает интернет и плохо ловит телефонная связь. При этом люди очень хотят общаться со своими родственниками, которые приезжают к ним крайне редко.
При этом 40,8 % (110 человек) являются людьми трудоспособного возраста, 29% которых хотят работать, а 19% готовы обучаться. 24 человека из 269 имеют шансы восстановить или получить ограниченную дееспособность, показало исследование.
Поскольку в нем принимали участие не все пациенты, а только 269 из 564, это повлияло на конечные результаты. В случае полной выборки количество не нуждающихся в круглосуточном пребывании в Полетаевском ПНИ могло бы сократиться до 46-47%, уточнила эксперт.
Сиснёва уверена: больше, чем круглосуточное нахождение в интернате, пациентам необходима возможность обучиться и трудоустроиться, что само по себе не противоречит необходимости получать медицинские услуги и помощь психолога, но только вне стен ПНИ.
Чтобы интегрировать таких людей в общество, необходимо создавать постинтернатную службу сопровождения, полагает эксперт. Для этого необходимо подключать к работе некоммерческие организации, а также координировать действия с Министерством здравоохранения.
Заседание проектного комитета по модернизации медико-социальной сферы в Нижегородской области состоялось 25 марта. В нем приняли участие учредитель фонда помощи хосписам «Вера», директор центра паллиативной помощи Москвы Анна Федермессер, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, руководитель проекта ОНФ «Регион заботы» Борис Хесин, министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов, министр социальной политики Юрий Хабров, и другие