Исследователи Нью-Йоркского университета показали искусственному интеллекту 61 час записи с камеры, которую носил на голове мальчик по имени Сэм. ИИ проанализировал запись и выучил 20 слов, сообщает журнал Nature, это гигантский результат для такого небольшого по времени обучающего материала. Впоследствии ИИ, который участвовал в эксперименте, узнавал предметы в 62% случаев, это в два с половиной раза чаще, чем ИИ, который обучают обычным способом.
Обычно, чтобы ИИ начал распознавать предметы, в машину загружают огромное количество текстов и изображений. Машина анализирует до 400 миллионов пар соответствий изображение-текст, и что-то из них запоминает.
Но человек, очевидно, так не учится. Ни у кого из нас при рождении в голове не встроен интернет, чтобы черпать оттуда бесконечную информацию. Кругозор ребенка весьма ограничен, зато он часто взаимодействует с одними и теми же предметами, причем не только смотрит на них, но и ощущает их тактильно. Так малыш на опыте узнает, что такое «яблоко» или «собака».
Когда ИИ отправился смотреть на мир глазами ребенка, то есть, увидел ограниченное количество предметов, которые все время повторялись, он стал учиться в разы быстрее и успешнее тех машин, которые учились по традиционной методике. Например, участвовавший в эксперименте ИИ довольно быстро стал распознавать даже тех «собак» и «яблоки», которых раньше не видел. Кроме того, ИИ, учивший слова по видеосъемке с камеры ребенка, лучше распознавал те слова и предметы, которые ребенок видел чаще, а вот с обобщающими словами вроде «игрушка» (которое можно отнести к разным игрушкам) у него возникли проблемы. Кроме того, ИИ долго учил, но так и не запомнил слово «рука», которое реальный мальчик выучил рано и очень быстро.
По мнению ученых, одна из причин, почему ИИ учится говорить медленнее и сложнее человека, в том, что для обучения используются неподвижные картинки. В отличие от ИИ, живой ребенок имеет возможность взаимодействовать с предметами тактильно, поэтому быстрее запоминает и соответствующие слова. Руки у ребенка и вовсе свои, он чувствует их постоянно.
Ученые считают, что в результате подобных экспериментов человек со временем научится все более успешно обучать машины, которые будут учиться последовательно, как дети. Вот только «детство» с минимумом опыта у машин будет совсем коротким.