Если у нуждающегося в уходе есть родственники, в том числе получающие пособие по уходу за ним, это может стать основанием для отказа в получении социальных услуг, в том числе – в рамках системы долговременного ухода (СДУ), подтвердили Милосердию.ru в Департаменте труда и социальной защиты населения Москвы. Столица входит в число пилотных регионов по внедрению СДУ, но начала эту программу за счет своего, а не федерального бюджета.
Подобные отказы неправомерны, но они практикуются в части регионов, и эта проблема нуждается в решении, говорят в БФ «Старость в радость». Ранее в Минтруда сообщили, что не разделяют такой подход, и считают, что доступность долговременного ухода не должна ограничиваться из-за наличия родственников.
В Москве граждан могут признать нуждающимися в социальном обслуживании после проведения функциональной диагностики, которая позволяет определить наличие функциональных дефицитов, рассказали в пресс-службе Дептруда столицы.
Там заявили, что в соответствии с федеральным законодательством в социальном обслуживании может быть отказано, если человек в нем на самом деле не нуждается, или же возможность обеспечивать уход за ним есть у родственников.
В списке причин отказа, доступном по ссылке – «отсутствие обстоятельств, объективно препятствующих выполнению членами семьи или близкими родственниками гражданина обязанностей по уходу за ним, когда гражданин проживает в семье, или у него имеются близкие родственники», а также наличие лиц, осуществляющих уход (ЛОУ), получающих пособие по уходу за недееспособными.
«При принятии решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании учитывается не только наличие или отсутствие у него функциональных дефицитов, но и наличие объективных обстоятельств, препятствующих осуществлению ухода за ним родственниками или иными лицами, обязанными его осуществлять», – отметили в департаменте.
Между тем, для жителей столицы список уважительных обстоятельств, позволяющих родственникам не ухаживать за инвалидом или престарелым, содержится в региональном законе «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в г. Москве». В этом перечне – продолжительная болезнь (более одного месяца), инвалидность, пенсионный возраст, отдаленность проживания от нуждающегося в уходе гражданина, частые и продолжительные командировки», а также «другие обстоятельства».
Таким образом, нуждающимся в уходе жителям не обязательно откажут в нем из-за наличия родственников – решение будет приниматься в индивидуальном порядке, подчеркивают представители ведомства.
«Мне кажется, это одна из тех проблем, которую мы осознанно и неосознанно заметали много лет под ковер, – рассказала Милосердию.ru директор БФ «Старость в радость» Елизавета Олескина. — А сейчас — и потому, что очень многих людей она стала касаться, и потому что создание системы долговременного ухода вынуждает решать проблемы, про которые проще было десятилетиями не думать, — эта проблема стала видна.
Звучит она так: может ли человек, за которым ухаживает его близкий, или знакомый, получающий за этот уход выплаты от государства, стать получателем социальных услуг?
Эта проблема касается очень большого числа людей — это инвалиды первой группы, в том числе инвалиды детства, пожилые люди после 80 и, соответственно, их ЛОУ.
Если уже кто-то взял на себя уход, стал ЛОУ и получает за это выплаты, то зачем государство должно еще помогать? Справедливости ради, на этот вопрос есть очень разные ответы. И в среде ЛОУ, и в среде людей с инвалидностью. И тем более у чиновников.
Мы видим во всех регионах, с которыми работаем, обращения людей в соцслужбы вот с этими ситуациями. Есть ЛОУ, выплаты есть, но помощь от соцслужб все равно нужна. Потому что выплата для большинства 1200 рублей, и не понятно, на что ее хватит, тяжело, не справляются, устали, без поддержки от соцслужб уже не выжить. Доходит до трагедий настоящих.
В одних регионах в таких случаях берут на обслуживание, в других – нет. При этом регионы ссылаются на 15 статью 442 федерального закона («Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»). Одни регионы говорят: по этому закону нельзя взять на обслуживание, другие – можно, третьи – все равно возьмем, четвертые – все равно не возьмем.
Наш собственный юридический анализ говорит, что «Федеральный закон не предусматривает оснований для отказа в признании нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому. Таким образом, отказ в нем, не согласуется с принципами равного, свободного доступа граждан к социальному обслуживанию и сохранению пребывания гражданина в привычной благоприятной среде» и в частности, «в статье 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ не содержится основания для отказа»».
«Мы вполне понимаем, что эта проблема не решится с наскока, – подчеркнула Елизавета Олескина. – Но давайте уже ее решать. Если есть большое количество людей, которые мучаются от того, что им не хватает помощи, значит, давайте думать не о том, как грамотно обосновать отказ, а о том, как помочь.
И решать во всех регионах весь комплекс вопросов: и чтобы выплаты были достаточными, если есть ЛОУ, которые сами хотят полностью брать на себя весь уход, и чтобы ЛОУ могли оказывать услуги по уходу, и получать за это зарплату, а не пособия, и как сочетать помощь государства и усилия семей, в которых родственники ухаживают, но не являются ЛОУ».
«Действительно, есть такая история в Москве, когда они своим местным законом определили, что человек не может получать социальные услуги, если получают какие-либо выплаты. Минтруд эту историю не поддерживает. Это, действительно, региональная история», – заявил 18 марта директор департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда Тарас Васько в ходе круглого стола в Общественной палате России.
Минтруд не давал регионам указаний о таком применении закона, подчеркнул он, отметив, что при повсеместном введении системы долговременного ухода должны быть законодательно закреплены на федеральном уровне нормы предоставления социальных услуг в рамках этой системы.
«То, что у нас идет по СДУ, будет жестко прописано. Это будут федеральные полномочия, я буду за каждой минутой этого времени смотреть с помощью нашего Фонда социального страхования, который будет выступать плательщиком, в том числе некоммерческим организациям», – заявил представитель министерства.
По его словам, поскольку долговременный уход в рамках СДУ будет предоставляться не более чем на 4 часа в день (для самых нуждающихся в нем подопечных , для менее тяжелых категорий нормы будут ниже), то задача такой системы – дать ухаживающим родственникам возможность краткой передышки, во время которой они смогут заняться личными делами.