О намерении предложить поправки в Уголовный кодекс, облегчающие положение инвалидов I группы, рассказала сенатор Людмила Нарусова в ходе совещания в комитете Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов.
По ее словам, речь идет в первую очередь о парализованных, содержание которых в камере может быть приравнено к пыткам. Их предлагается включить в число тех, кого нельзя приговаривать к пожизненному лишению свободы, – сегодня это женщины, лица старше 65 лет и те, кто совершил преступление до своего 18-летия.
Инвалидов I группы за какие бы то ни было преступления можно будет приговорить к заключению в колониях общего режима на срок не более 20 лет, говорится в проекте.
По данным ФСИН, сейчас в местах лишения свободы находятся 10 пожизненно осужденных инвалидов I группы. Всего же заключенных с такой группой инвалидности в России 423.
Российские следственные изоляторы не приспособлены к содержанию людей с инвалидностью, отметила член наблюдательной комиссии (ОНК) и президентского совета по правам человека (СПЧ) Ева Меркачева.
Так, по ее словам, сейчас в одном из московских СИЗО по обвинению в экономическом преступлении находится слепой. Он неоднократно ошпаривался кипятком, заваривая чай, и разбивался, падая во время передвижения по коридорам изолятора. Также в СИЗО помещен инвалид I группы с детства по психическому заболеванию. В больнице «Матросской тишины» находится человек без обеих ног, который не может передвигаться даже в пределах этой больницы, потому что в пятиэтажном здании не работает лифт, а другие заключенные не могут его поднять.
«Мое предложение – разработать законопроект, который запрещал бы помещать под стражу (на время следствия. – Ред.) инвалидов I группы. Пусть будут под домашним арестом, пусть будут под подпиской, пусть изыскиваются любые другие способы – но в СИЗО такие люди находиться не должны», – заявила правозащитник.
Люди с другими группами инвалидности также не должны находиться в СИЗО, если им требуется такая медпомощь, которую в СИЗО обеспечить невозможно, отметила Ева Меркачева.
По ее словам, она ни разу не встречала в следственных изоляторах инвалидов, для которых выполнялась бы назначенная им индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА). «Раз не могут эту назначенную государством программу реализовать – пусть выпускают человека!» – призвала представитель СПЧ.