Правительство обновило правила, в соответствии с которыми проводятся проверки стационарных учреждений соцзащиты. Теперь для них вводится категория «чрезвычайно высокого риска», к которой относятся учреждения с проживанием более 100 подопечных, если там ранее были выявлены нарушения обязательных требований.
Инспекционные визиты либо документарные и выездные проверки будут проводиться в таких учреждениях каждый год, как и обязательные профилактические визиты проверяющих.
До сих пор стационары соцзащиты могли относиться только к категориям высокого, среднего и низкого риска. Даже учреждения высокой категории риска можно проверять лишь раз в два года.
С новыми правилами можно ознакомиться по ссылке.
Речь идет о федеральном контроле интернатов, который ведет Роструд, а не регионы. Нововведения коснутся в основном государственных интернатов «старого типа», потому что новые негосударственные учреждения обычно небольшие, пояснил юрист Центра лечебной педагогики (ЦЛП) Павел Кантор.
По его словам, сами по себе предложенные изменения – правильные, ведь именно в крупных интернатах, где нет индивидуального подхода и личностного отношения к подопечным, риски наиболее высоки. Однако, эффективность государственного контроля по линии Роструда представляется довольно низкой, указал эксперт.
«В рамках своих полномочий контролеры проверяют фактически только правильность ведения документации и некоторые, очень формальные, требования, вроде размещения на сайте и стенде информации о поставщике услуг, наличие необходимой мебели и помещений, табличек с брайлевским шрифтом и тому подобное», – пояснил Павел Кантор «Милосердию.ru».
По его словам, опыт работы НКО в стационарах соцзащиты показывает, что основные угрозы для благополучия людей там связаны с поведением персонала, отсутствием осмысленной деятельности, низким качеством медицинской помощи.
«Выявить эти угрозы при помощи разовых инспекционных визитов невозможно, для этого нужно постоянное или регулярное присутствие «внешних» людей внутри организации, постоянное общение и взаимодействие с проживающими. В этой связи хочется еще раз высказать сожаление по поводу исчезновения из Закона «О психиатрической помощи» статьи 38 о независимой службе защиты прав граждан, деятельность которой планировалось распространять и на социальные стационары», – подчеркивает юрист.