27 марта в Госдуму будет внесен законопроект о запрете суррогатного материнства. Об этом рассказал его автор, сенатор Антон Беляков, передают «Известия».
По словам разработчика, причиной его предложений стало отсутствие четкого правового регулирования возникающих при суррогатном материнстве взаимоотношений. В настоящее время они регулируются гражданско-правовыми договорами, а эта форма допускает закрепление любых обязанностей и прав сторон, но не гарантирует их строгого выполнения.
«Как правило, остается не проясненным, является ли рождение ребенка с патологией или случай внутриутробной смерти результатом ненадлежащего выполнения услуг и основанием для расторжения договора. Для передачи ребенка от суррогатной мамы к родителям-«заказчикам» не требуется даже процедура усыновления.
При этом в соответствии с Семейным кодексом РФ (ч. 4 ст. 51) биологические родители могут забрать новорожденного из роддома только после того, как суррогатная мама даст на это согласие. Это часто приводит к тому, что суррогатные матери начинают шантажировать биологических родителей», – пояснил Антон Беляков корреспондентам.
Между тем, многочисленные научные исследования доказали, что во время вынашивания ребенка между ним и суррогатной матерью устанавливается тесная связь. Ее разрыв может привести к тяжелым последствиям, в том числе – для ребенка, напомнил сенатор.
Как сообщается, законопроект предполагает установление запрета на суррогатное материнство до тех пор, пока не будут разработаны новые подходы к его использованию.
В конце февраля о намерении навести порядок в юридических вопросах, связанных с суррогатным материнством, сообщили в Верховном суде России. По словам его председателя Вячеслава Лебедева, суд подготовит разъяснения по ряду вопросов, связанных с установлением и лишением родительских прав, в том числе – в отношении детей, зачатых с использованием донорских материалов и суррогатного материнства.
Ранее стало известно, что правительство дало отрицательный отзыв на внесенный депутатом Салией Мурзабаевой законопроект, предлагающий ограничить права суррогатных матерей, и дать возможность генетическим родителям быть записанными родителями ребенка вне зависимости от ее согласия, а также отказаться от признания ребенка своим.
По мнению правительственных экспертов, предложенные нововведения противоречат установленному порядку признания отцовства, и не учитывают интересы супруга суррогатной матери, который в случае отказа заказчиков от ребенка может быть записан его отцом вне зависимости от своего желания и не имея отношения к его зачатию.
Ранее о необходимости запрета или существенного ограничения использования суррогатного материнства неоднократно заявляли политики, общественные и религиозные деятели.
«Нравственное сознание не может примириться с разрешением суррогатного материнства, превращающего женщину и ребенка в предмет коммерческой сделки, извращает само понятие материнства, тайну и святость этих отношений», – заявил в конце 2015 года, выступая в Государственной думе, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
ОСК относят к допустимым средствам медицинской помощи искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, «поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений». При этом осуждаются манипуляции, связанные с донорством половых клеток.
«Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов», – говорится в Основах социальной концепции.