Главные тренды года в благотворительности, перечисленные участниками ежегодной конференции «Добро», – это привлечение региональных организаций к совместным проектам, формирование культуры благотворительности в рамках «добрых» городов, развитие образовательных сервисов для НКО, необходимость уделять больше внимания кибербезопасности.
Подробнее об этих тенденциях рассказали Александра Бабкина, руководитель проекта Добро Mail.ru; Екатерина Чистякова, директор фонда «Подари жизнь»; Дамир Фаттахов, первый заместитель главы исполкома Казани; Евгений Горькаев, генеральный директор компании «Development Group»; Руслан Юсуфов, директор по работе с частными клиентами Group-IB.
Мобильные устройства – инструмент для пожертвований
Александра Бабкина перечислила тренды, характерные для благотворительности в интернете. По ее словам, люди стали помогать больше, чем раньше, а количество проектов, успешно завершенных благодаря пользователям, выросло, по данным за прошлый год, до 79%. Популярнее стали регулярные пожертвования, что является большой поддержкой для фондов. При этом подавляющее большинство пользователей входят на ресурс «Добро.Mail.ru» с мобильных устройств.
В связи с этим запущена удобная мобильная версия, специальное приложение «Добро Mail.ru» ВКонтакте. «Мы расширяем благотворительное воображение интернет-пользователей», – отметила Бабкина, рассказав о проведенном ранее исследовании, согласно которому лишь 1% потенциальных жертвователей готовы были помогать тяжело больным взрослым людям. Сейчас успешно завершены 60% проектов в категории «взрослые», сообщила она.
Фонд «Подари жизнь» будет присуждать премию другим НКО
Такой тренд, как сотрудничество с региональными организациями и формирование их сообщества, обрисовала Екатерина Чистякова. БФ «Подари жизнь» содействует развитию региональных фондов, помогающих онкологическим пациентам, цель этого проекта – чтобы любой ребенок или молодой взрослый до 25 лет, больной раком, мог получить помощь по месту жительства, пояснила она.
«Мы понимаем, что наш фонд никогда не сможет помочь пациенту в Курске так, как ему сможет помочь фонд в Курске», – отметила Чистякова.
В качестве примера эффективного сотрудничества с региональными фондами она привела случай, произошедший с пациентом, летевшим из НИИНХ им. Бурденко во Владивосток. В полете произошло две остановки дыхания и самолет пришлось посадить в Братске. Значительную часть непредвиденных расходов, таких как размещение и питание для матери пациента, оплата перелета для врача, взяли на себя местные фонды – в Братске и Иркутске.
«Региональный проект» фонда «Подари жизнь» включает организацию семинаров для НКО, отправку лекарств в регионы, создание базы региональных контактов и т.д.
Одна из новых идей – премия, которую будут присуждать фондам за реализованные проекты помощи детям, больным раком. Присуждать премию будут по трем номинациям: спасение жизни, качество жизни, «приз зрительских симпатий». Критериями для ее присуждения станут качество планирования и эффективность использования ресурсов при достижении результата. Организаторы рассчитывают, ч то премия выявит примеры удачных проектов и поможет сформировать стандарты проектной деятельности фондов.
«Добрая Казань» помогает только опытным НКО
Совместный проект «Добро.Mail.ru» и администрации города Казань – «Добрая Казань» – наиболее яркий пример развития такой инициативы, как «добрые города». «Благодаря запуску проекта «Добрая Казань» наши партнеры получили мощнейшую поддержку», – отметила Александра Бабкина.
Как рассказал Дамир Фаттахов, направление «Добрая Казань» является одним из 12 приоритетов, сформулированных городской администрацией. При мэрии действует специальный общественный совет, на котором обсуждаются вопросы, связанные с благотворительностью.
По словам Фаттахова, город старается системно помогать фондам, действуя при этом не «вместо», а «вместе» с ними. В первую очередь помощь оказывается как раз тем НКО, которые обладают опытом, справляются со своими задачами самостоятельно, но «столкнулись с некоторыми сложностями».
Сотрудничество с такими фондами может дать «синергетический эффект» и привести к формированию в городе особой атмосферы и культуры благотворительности, сказал Фаттахов. «Мы со стартапами не работаем», – пояснил он.
В качестве примера помощи мэрии благотворительным проектам он привел выделение трех трехкомнатных квартир от застройщика для НКО, занимающейся устройством детей в приемные семьи. Люди, готовые принять нескольких детей, получат это жилье в безвозмездное пользование на 18 лет. Когда дети вырастут, квартиры передадут другим приемным семьям. Другой фонд, собирающий пожертвования вещами, получил муниципальные помещения в безвозмездное пользование под склады.
Еще одно начинание мэрии – раздача первоклассникам «дневников добрых дел». Каждый ребенок сможет вести особый дневник, вклеивая туда наклейки или делая записи о своих добрых делах, сделанных в течение дня. «Нам кажется, что это именно то формирование у подрастающего поколения навыка, желания в последующем помогать близким и делать что-то доброе», – сказал Фаттахов.
Предприятия, участвующие в благотворительности, могут проходить сертификацию под лейблом «Добрая Казань». По словам чиновника, многие бизнесмены уже борются за этот значок. Кроме того, в городе планируется ежегодно проводить форум «Добрая Казань».
Руководители НКО не умеют учиться последовательно?
«Мы два года реализовывали программу «ПроНКО 2.0», за два года в программе приняли участие 2811 сотрудников и руководителей социально ориентированных НКО из 44 субъектов федерации», – рассказал Евгений Горькаев. Ключевые проблемы, которые он выделил – это низкая мотивация на обучения управленческим навыкам, низкая явка слушателей, их «фрагментарное» участие в тренингах и семинарах, а также разрыв возможностей между регионами и центром. Повышать дисциплину организаторы планируют, делая обучение платным.
Горькаев перечислил организации и проекты, где руководители НКО могут повысить свои управленческие навыки. Это Университет Общественной палаты РФ, центр «Благосфера», Комитет общественных связей Москвы, «Кухня НКО», «Добро Mail.ru», «ПроНКО 2.0».
«Киберугроза реальна»
Конкретные угрозы, с которыми сталкивается любая организация, это кража финансов, утечка информации, ransomware, ddos-атака, злоупотребление брендом. Один из примеров, которые привел Руслан Юсуфов, это полное копирование сайта.
«Сайт полностью скопирован, отличается только банковскими реквизитами. Для фондов это бич. Злоумышленники, выдавая себя за фонды, собирают деньги якобы на благотворительность. Здесь две проблемы: деньги не доходят до адресата, а у людей, которые пострадали, подрывается доверие к благотворительности», – сказал он.
Другой вариант – мошенники связываются с семьей, которая ожидает пожертвования от какого-либо фонда, выдают себя за сотрудников этого фонда и запрашивают данные о банковской карте, а потом грабят эту семью, продолжил Юсуфов. Он рекомендует фондам использовать сложные пароли, 2-этапную аутентификацию, не подключаться к публичному Wi-Fi и проводить аудит своих IT-инфраструктур.
Нина Кайшаури