В связи с трагедией в Пскове сенатор Елена Мизулина предложила «минимизировать риски» от компьютерных игр, прежде всего так называемых «шутеров».
«Проблема информационного насилия, которое во многом подталкивает детей к подобным поступкам, стоит очень остро. <…> Игры-стрелялки стирают психологический барьер между реальностью и виртуальным миром, изначально они и были придуманы для американских военных как часть тренировочного процесса. Ребенок пребывает в полной уверенности, что это — только игра, в которой у него несколько жизней. Родителям необходимо с исключительным вниманием отнестись к подобным увлечениям детей», – заявила она.
Сенатор напомнила о подготовленном ею законопроекте, ограничивающем распространение подобных игр и устанавливающем их жесткую возрастную классификацию. Проект предполагается внести в Госдуму до конца года, сообщили в пресс-службе Мизулиной.
14 ноября 2016 года в следственные органы поступило сообщение о прицельной стрельбе по полицейской машине из окон одного из домов поселка Струги Красные Псковской области. Как выяснилось, в доме, из которого велась стрельба, забаррикадировались двое 15-летних подростков, мальчик и девочка.
«Сотрудники правоохранительных органов в течение нескольких часов вели переговоры, но результата достигнуто не было. Позднее несовершеннолетние вовсе перестали выходить на связь. В связи с этим была спланирована спецоперация с привлечением сотрудников СОБР отдела Росгвардии по Псковской области. Когда сотрудники спецподразделений применили свето-шумовые гранаты и пошли на штурм, подростки были обнаружены мертвыми с огнестрельными ранениями», – так описывает события сайт Следственного комитета.
В настоящее время следователи выясняют наличие или отсутствие в крови подростков алкоголя и наркотиков, проводят судебно-медицинскую и посмертную психолого-психиатрическую экспертизы.
«В обязательном порядке будут изучены условия проживания подростков, а также причины и условия, побудившие их на столь отчаянный шаг», – заявляет ведомство.
По мнению клинического и судебного психолога Натальи Потлачук, чье мнение приводят СМИ, подростки пошли на такой шаг из-за напряженной ситуации в семье. Она пришла к такому выводу, проанализировав аккаунты погибших в соцсетях. Кроме того, Потлачук обратила внимание на то, что школьники не до конца осознавали свои действия и воспринимали происходящее как игру. Несмотря на то, что эти подростки состояли в некоторых «группах смерти» в соцсетях, публикации на их собственных страницах говорят об адекватности. Причина их гибели – все-таки конфликт с родителями, а не «мода на смерть», считает психолог.
Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова взяла произошедшую под Псковом трагедию с подростками под особый контроль, сообщили в аппарате омбудсмена. «Анна Юрьевна разбирается в обстоятельствах этой трагедии. В ближайшее время ждем подробную информацию из Пскова о ЧП», – цитирует РИА Новости.
Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области Наталия Соколова связала произошедшее с проблемой кибербезопасности детей и подростков. По ее словам, только недавно в регионе состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних, на котором говорилось о том, что «сейчас через интернет применяется нейролингвистическое программирование – методики, которые способствуют тому, что дети и подростки задумываются о суициде, в связи с чем не исключены массовые случаи самоубийств».
В такой ситуации родители не должны утрачивать контакт с детьми, подчеркнула Соколова. «Когда два юных человека так заканчивают свою жизнь, – это жуткая трагедия для их семей и для региона», – добавила она.
15 ноября в Пскове вновь состоится заседание комиссии по делам несовершеннолетних, где обсудят профилактику суицидов в подростковой среде.
«Ну и смысл нам возвращаться?»
Прямая трансляция последних часов подростков, которую они вели в Periscope, общаясь с друзьями, добавляет новые штрихи к трагедии, не проясняя ее полностью.
Дом, где забаррикадировались 15-летние Денис и Катя, принадлежал отчиму девушки. Ребята проникли в него, взломав пластиковое окно. В доме они также взломали сейф, где нашли оружие и боеприпасы. По словам соседей, утром они стреляли по гаражам.
В Periscope Катя просила совета у приятелей: «У нас вариков (вариантов — ред.) ноль». Юноша признался, что «убил двух собак, сломал окна и стрелял в ментов».
Девушка рассказала, что, когда они спали, к ним пришли ее мама и бабушка. Она вышла их встречать с ножом в руке. «На меня бабушка налетела, чтобы забрать нож, а мама начала ее останавливать. В итоге они мне случайно разрезали руки. Денис сначала им спокойно сказал, чтобы они ушли. Потом он выстрелил из пневматики и случайно попал маме в бедро».
«Потом менты подъехали и понеслось», — продолжил Денис. «Нас посадят. Ну и смысл нам возвращаться? Один вариант — сдаться. А если мы не сдадимся, то нас убьют. Если мы сдадимся, то вряд ли больше увидимся», — сказал он.
Девушка добавила:«Если мы сдадимся, то жизнь уже кончена будет. Уголовка, проблемы с родителями, проблемы в школе».
Накануне утром школьники оставили у себя на страницах в соцсетях одинаковые сообщения: «Я вас любил, но вы сами не заметили того, как разрушили мою психику и жизнь. Прощайте все — и друзья, и семья, и знакомые. Не волнуйтесь, уходить буду красиво. Удачи всем в вашей жизни и, пожалуйста, не бойтесь жить так, как хотите или считаете нужным. Жизнь в свое удовольствие — это наилучшая жизнь. Люблю вас».
Детский суицид: как отличить настоящую опасность от шантажа?