Генеральная прокуратура РФ выявила в 2016 году почти 110 тысяч нарушений прав инвалидов, сообщила вице-премьер правительства Ольга Голодец на совместной коллегии Генпрокуратуры и Минтруда.
«В 2016 году в рамках различных прокурорских проверок было выявлено 109 356 нарушений прав инвалидов. И я считаю, что это очень важная работа для всех нас. Это те сигналы, которые позволяют: первое – выявить системные недостатки в работе с инвалидами; второе – перенастроить систему управления, сделать жизнь инвалидов в нашем обществе более комфортной», – сказала Ольга Голодец.
В свою очередь, генеральный прокурор Юрий Чайка подверг критике органы власти, ответственные за соблюдение прав инвалидов. «Несмотря на принимаемые меры, еще достаточно много фактов проявления безответственного отношения к инвалидам со стороны чиновников, бездушия к людям с ограниченными возможностями на местах», – заявил он.
Генпрокурор назвал основные ситуации, в которых нарушаются права людей с ограниченными возможностями: это установление инвалидности в МСЭ, трудоустройство, организация ухода за ними в специализированных учреждениях, получение санитарно-курортного лечения, лекарственное обеспечение. Кроме того, он указал на отсутствие диагностического оборудования и нехватку технических средств реабилитации.
По его словам, «почти повсеместно» необходимая инфраструктура или отсутствует, или находится в плачевном состоянии.
Особую тревогу у органов прокуратуры вызывает нарушение прав детей-инвалидов. «Прежде всего, они связаны с необеспечением их жизненно важными препаратами. Имеются случаи непредоставления больным детям технических средств реабилитации, (помощи) в обслуживании и ремонте последних», – сказал Юрий Чайка. «В Ульяновской области, например, потребовалось обращение прокурора, чтобы ребенку починили слуховой аппарат», — привел пример Юрий Чайка.
Ольга Голодец выделила еще и такую проблему, как интеграция детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную систему. «Не все педагоги сейчас готовы сопровождать детей с ограниченными возможностями. В настоящее время Минобрнауки и Министерство труда и соцзащиты формируют специальные дополнения в профстандарт для педагогов, особо выделяющий работу с детьми с психическими отклонениями, так как эта область вызывает наибольшие затруднения», —сказала она.
«Система образования — один из ключевых векторов развития доступности для инвалидов сфер жизнедеятельности», — отметила Голодец. По данным вице-премьера, в России 12 миллионов 310 тысяч инвалидов, из них 625 тысяч инвалидов — дети. В общеобразовательных школах учатся 248946 детей-инвалидов, 86282 ребенка учатся в специализированных школах. Разработана и действует дистанционная школа — в ней учатся 17495 детей.
Григорий Лекарев: «Критерии инвалидности были прописаны недостаточно четко»