Объявлены компании — победители девятого ежегодного проекта «Лидеры корпоративной благотворительности». Экспертное жюри определило лучших представителей социально ответственного бизнеса, распределив призы по номинациям, спецпризы, а также назвав тройку лидеров рэнкинга, рассказали представители Форума Доноров.
«29 ноября в торжественной обстановке Третьяковской галереи на Крымском валу состоялась церемония награждения победителей IX ежегодного проекта «Лидеры корпоративной благотворительности». Это совместный проект Форума Доноров, международной сети аудиторско-консалтинговых фирм PwC и деловой газеты «Ведомости», созданный для того, чтобы выявлять, поощрять и тиражировать лучшие практики социально ответственных компаний в области благотворительности, популяризировать идеи социальной ответственности бизнеса и развивать российскую филантропию», – сообщили организаторы.
По их словам, в этом сезоне в проекте приняли участие 60 российских и иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в России и имеющих годовой оборот выше 100 млн руб. «Всего в 2015 году 56 компаний из 60 участвовавших (именно столько раскрыли свои финансовые показатели) потратили на благотворительность почти 20 млрд рублей.
Более четверти организаций отправили на благотворительность в анализируемом 2015 году порядка 74 млн руб., четверть участников проекта потратила более 334 млн руб., ещё 25% — менее 16 млн руб. Абсолютный рекорд проекта — 7 млрд руб., — столько потратила компания «Норильский никель» на собственные благотворительные программы.
В среднем среди участников исследования расходы на благотворительность составляли 0,08% годового объёма их выручки», – рассказали в Форуме Доноров.
«Одним из главных выводов, который можно сделать по итогам исследования, — некоторая стабилизация в секторе: социальные программы крупного бизнеса оказались в меньшей степени зависимы от изменений внешней среды, чем ожидали эксперты.
Компании показали, что способны адаптироваться в сложных условиях и не спешат сокращать бюджеты и отказываться от проектов», – заявили эксперты Форума Доноров. Они отметили тенденцию сохранять благотворительные проекты в условиях кризиса при помощи альтернативных способов мобилизации ресурсов, что вызвало рост интереса к оценке программ.
Достаточно широкое распространение получил такой инструмент, как грантовый конкурс. «У проекта в этом году есть ещё один рекорд — количество компаний, раскрывших финансовые показатели, стало наибольшим за последние пять лет. И это говорит о готовности бизнеса к открытости, прозрачности и подотчётности — важному признаку по-настоящему социально ответственной компании», – подчеркнули в «Форуме Доноров».
«В этой связи уже не вызывает удивление статистика, что 58 из 60 компаний-участников проекта в этом году имеют сформулированную и документально зафиксированную стратегию благотворительности компании.
Серьёзный, системный подход наблюдается и в формировании структуры управления благотворительностью внутри организации: они становятся сложнее, всё больше сотрудников вовлекается в подобную работу. Ещё один вывод исследования: продолжает свой уверенный рост внимание к регионам, что наблюдается из года в год.
В исследовании следующего года мы рассчитываем и надеемся увидеть как количественное, так и качественное развитие сектора, которое, мы уверены, первыми покажут его лидеры — Лидеры корпоративной благотворительности», — подводят итоги эксперты.
В отличие от прошлых лет, лидеры общего рэнкинга стали компании, давно и прочно зарекомендовавшие себя стратегическим подходом к собственной благотворительной деятельности, продуманными КСО-стратегиями, расстановкой приоритетов, выбором форм и направлений реализации проектов, подходом к оценке своей работы и её социального воздействия, отметили организаторы.
Так, первое место заняла компания «Сахалин Энерджи», которая и ранее занимала в рэнкинге призовые места.
Анна Казарина, начальник Управления региональной политики ПАО «Газпром нефть», победитель рэнкинга прошлого года комментирует первое место: «Компания «Сахалин Энерджи» — отличный пример системного подхода к устойчивому развитию, основанного на соблюдении требований международных стандартов и разработке внутренних документов.
Это позволяет компании успешно взаимодействовать с заинтересованными сторонами и реализовывать социальные проекты. Отдельного внимание заслуживает подход компании к взаимодействию с коренными малочисленными народами севера путем пятилетних планов содействия. Это сигнал для местного сообщества: компания работает в регионе всерьез и надолго!»
На втором месте — Сибирская угольная энергетическая компания, ранее также участвовавшая в рэнкинге. В прошлом году она занимала лишь 18 место. На третьем месте — АФК «Система», бывшая победителем в 2012 году.
ПРИЗЫ ОТ ПАРТНЁРОВ
Партнёр номинации: Министерство экономического развития Российской Федерации. «Лучшая программа, способствующая развитию инфраструктуры деятельности некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества в регионе присутствия компании».
I место. Конкурс социальных и благотворительных проектов «ОМК-Партнерство», АО «Объединенная металлургическая компания».
II место, «Развитие навыков трудоустройства уязвимой молодежи», АО КБ «Ситибанк».
III место, «Волонтёрское движение филиала ООО «Нестле Россия» в г. Ростове-на-Дону: забота о старшем поколении», ООО «Нестле Россия».
Партнёр номинации: Российский союз промышленников и предпринимателей. «Лучшая программа, раскрывающая политику корпоративной благотворительности и принципы социальных инвестиций компании»
I место. «Молодежное предпринимательство», АО «СУЭК».
I место. «Цифровое равенство», ПАО «Ростелеком».
II место. «Забота о ветеранах», ПАО АФК «Система».
III место. «Чистые берега», ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен»
Партнёр номинации: Международный форум лидеров бизнеса (IBLF). «Лучшая программа (проект), способствующая развитию волонтерства в России».
I место. Deloitte Pro Bono, ЗАО «Делойт»
II место. «360 минут ради Байкала», En+ Group
III место. «Обустроим город вместе!», Efes Rus
Партнёр номинации: ВШМ СПбГУ (Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета). «Лучшая программа, способствующая развитию образования в Российской Федерации»
I место. «13 элемент. ALхимия будущего», ОК РУСАЛ
II место. «Точка опоры», ПАО «Трубная металлургическая компания»
III место. «УчимЗнаем», ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани»
Партнер номинации: Британский Совет. «Лучшая программа, направленная на поддержку современного искусства и культуры».
I место. Инклюзивные программы музея современного искусства «Гараж», ООО «Дж.Т.И. Россия»
II место. «Сохранение и популяризация культурного и языкового наследия сахалинских нивхов», «Сахалин Энерджи»
III место. «Визитная карточка города», ОАО «ФосАгро»
III место. «Возрождение нивхского языка», «Эксон Нефтегаз Лимитед»
Партнер номинации: Форум Доноров. «Лучшая программа, реализованная в партнерстве с другим бизнесом»
I место. «Здоровая семья», АО НПК «Катрен»
II место. Программа вовлечения в благотворительную и добровольческую деятельность бизнес- партнера АО «ОМК» – ПАО АКБ «Металлинвестбанк», АО «Объединенная металлургическая компания»
Победителями в новой номинации «Лучшая программа, направленная на продвижение идей благотворительности в обществе», объявленной центром «Благосфера» стали две компании – «Норильский никель» (с программой «Мир новых возможностей») и Mail.ru Group (исследование Добра Mail.ru совместно с ФОМ о помощи взрослым в России). Они поделили второе место. Первое и третье по решению организатора номинации не вручались.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ
– АО НПК «Катрен» — за концепцию и стратегию корпоративной благотворительности.
– ПАО «Трубная металлургическая Компания» — за эффективность управления благотворительными программами.
– ООО «Нестле Россия» — за информационную открытость.
Компания ПепсиКо Россия стала обладателем приза «За наибольший прогресс», партнёром которого является газета «Ведомости». Традиционно этот приз уходит компании, которая совершила самый большой скачок в общем рэнкинге в сравнении с прошлым годом. ПепсиКо переместилась с 53 места в 2015 году на пятое в 2016.
Новый приз «За подход к оценке социальных результатов благотворительных проектов и программ» от АНО «Эволюция и Филантропия» получила компания «Алкоа Россия» (c 01.11.2016 Арконик Россия). Лауреатом специального приза за подход к оценке стали «Объединённые пивоварни Хейнекен».
Более полная информация об итогах проекта «Лидеры корпоративной благотворительности-2016» содержится в специально подготовленном сборнике статей и кейсов, который можно скачать на сайте Форума Доноров.