Москва. 20.03.2015 Московский городской фонд обязательного медицинского страхования будет не только штрафовать медучреждения за некачественное лечение, но и добиваться через суд, чтобы те возместили пациентам причиненный моральный и материальный вред, сообщают «Известия».
В настоящее время фонд готовит иск против городской больницы № 15 и поликлиники № 175 — они три раза в течение семи месяцев перекидывали друг другу пациента с незаживающей раной на ноге.
В российской практике сейчас почти нет случаев, когда иски о защите прав пациентов подают территориальные фонды ОМС, и мало случаев (около 50 в год), когда это делают страховые компании. Таким образом пострадавшим, чтобы обратиться в суд, приходится самим разбираться во всех нюансах лечебного процесса и нанимать юристов за свой счет.
Пациенты и их представители тоже нечасто обращаются в суд — они подают всего около 300 исков в год. Основной повод для исков, по данным федерального фонда ОМС, — «нарушение качества при оказании медицинской помощи». Больше половины дел пациенты выигрывают. К примеру, в первом полугодии 2014 года было рассмотрено 174 дела, и 109 из них были решены в пользу пациентов. В общей сложности они получили компенсацию в 20 млн рублей за моральный вред и 3 млн рублей за материальный ущерб. Таким образом, средняя сумма компенсации составила 212 тыс. рублей.
Практики, когда иски готовят региональные фонды ОМС, сейчас практически нет. В 2013 году был подан один иск, в первом полугодии 2014 — менее 10 исков.
В 2015 году начать такую практику планирует Московский городской фонд ОМС. В фонде говорят, что пациенты часто оказываются слишком терпеливыми, и их надо учить защищать свои права на конкретных примерах.