14 февраля 2020 года Михаил Мишустин провёл совещание по вопросу совершенствования онкологической медицинской помощи, его итоги прокомментировала административный директор фонда AdVita Елена Грачева.
На рынке дженериков наведут порядок – «плохие» препараты с большим количеством побочных эффектов перестанут назначать.
«До сегодняшнего дня врач не мог выбрать тот препарат, который он считал самым оптимальным для больного- закупки лекарств в больницы и поликлиники производились только по действующему веществу, потому что «все лекарства с одинаковым действующим веществом одинаковые». Это не так, и критерии эквивалентности лекарств очень сложные. Сейчас правительство предлагает Минздраву сформировать предложение по онкологическим препаратам, которые можно будет закупать по торговым наименованиям. Важно: не оговаривается, что можно купить, оригинальный препарат или дженерик, то есть если дженерик «хороший», то у больницы появится возможность и его купить по торговому наименованию.
Лечение для больных будет одинаковым и в больницах, и в поликлиниках
«Сейчас больница может закупать один препарат, а регион для своих поликлиник – другой. Сейчас продумывается возможность для пациента после выписки из стационара продолжить лечиться тем конкретным препаратом, который был ему назначен и применялся. Правда, при наличии соответствующего решения врачебной комиссии».
Ограничат действие закона «третьего лишнего»
Это нормативный акт предусматривает отклонение иностранных заявок на тендер лекарств, если есть как минимум две российские (и даже если они дороже). «Правильнее его было, конечно, отменить как таковой, и никогда не принимать было бы еще лучше. Сейчас хотя бы предлагается вывести из-под его действия некоторые важные лекарства «при социально-значимых заболеваниях», – говорит Грачева.
Начнется мониторинг препаратов, на которые поступают жалобы.
«Здесь пока ничего не понятно. Поручено проверить «указанные лекарственные средства» (какие?) и доложить, какие рекламации по ним были в предшествующие годы. 25 февраля узнаем, что именно будет мониторить Росздравнадзор».
Клинические рекомендации будут обновляться чаще, в них будут включать новейшие методики.
«В принципе, это и так происходит».
Начнется регистрация препаратов, которые лечат что-то другое, но эффективны при онкологии (так называемые off label – препараты).
«Очень много случаев, когда лекарство было придумано для лечения одной болезни, но оказалось эффективным и при другой. Например, джакави очень эффективно не только при миелофиброзе, но и при лечении реакции «трансплантат против хозяина» после трансплантации костного мозга (РТПХ), но при миелофиброзе его государство закупает, а при РТПХ – нет. В общем, это очень важная история: как можно быстро и беспрепятственно начать лечение лекарством, которое не зарегистрировано или зарегистрировано для чего-то другого, но мировой опыт УЖЕ показал, что оно работает».
Будут созданы «референс-центры» (учреждения, которые будут собирать пациентов и разрабатывать стандарты) по «визуализационным методам исследований и лучевым методам исследований у детей.
Отлично. Если будет грамотно сделано, какие могут быть возражения.
«Самое главное: у врачей будет возможность выбирать лекарство. Обратите внимание: нигде нет слов «оригинальный препарат» и «дженерик». Просто выбирать препарат по качеству. Тут выигрывают как раз качественные дженерики: финансирование-то не меняется, значит, будет преимущество у более дешевых, чем оригинальные, но приемлемых по качеству препаратов. Ну или оригинальные по цене будут вынуждены подвинуться, что тоже хорошо», – заключает директор AdVita.