В Москве стартовал фестиваль документальных фильмов «Аутфест», организованный фондом «Выход». Открытие фестиваля прошло 5 апреля в «Центре документального кино» при участии директора центра Софьи Капковой, а также учредителя фонда «Выход» Авдотьи Смирновой и его посла, актрисы Паулины Андреевой.
На церемонии открытия было показано два значимых проекта: документальный фильм режиссера Тамары Дондурей «Маленький поезд» – история мальчика с аутизмом, который сумел сказать свои первые слова благодаря помощи неравнодушного специалиста. А также лента «Я все равно отсюда выйду» режиссера Бориса Хлебникова – серия интервью жителей одного из московских ПНИ.
«Многие из нас могли бы оказаться на месте жителей психоневрологического интерната, просто нам больше повезло. Пресловутые «ментальные особенности» существуют у каждого из нас. Чем «особенней» человек – тем он интересней». – говорит Хлебников о своей работе и участии
«Таких съемок не было очень давно. Все мы знаем фильм «Антон тут рядом», в котором есть фрагменты, снятые в ПНИ. Но это история одного героя. Голоса жителей ПНИ до нас не доносятся. Туда невозможно войти – режиссеров-документалистов туда не пускают», – говорит о работе Хлебникова и его команды Авдотья Смирнова. Учредитель фонда «Выход» уточнила, что снять эту ленту удалось только благодаря долгим переговорам с администрацией одного из интернатов.
«Может быть, после появления таких документальных фильмов, начнется поворот кинематографа – художественного, игрового в сторону людей с ментальными особенностями», – добавила актриса Паулина Андреева.
В ленте «Все равно я отсюда выйду» представлено несколько интервью людей, которые живут в ПНИ. О них мы знаем только имена и возраст – эти данные представлены в титрах. Кто-то из героев попал в интернат сразу после детского дома, кто-то – после смерти родителей, есть и те, кто до болезни вели вполне успешную жизнь, имели семьи, воспитывали детей. Герои очень разные, и говорят они о разном. Кто-то – о любви, кто-то – о том, что стали бы делать в случае, если удастся выйти «на волю». Некоторые, напротив, испуганно возражают: «Я на воле не смогу!». Но большинство, все-таки, мечтают о другой жизни и на разные лады повторяют: «Я все-таки выйду отсюда».