Без закона о распределенной опеке, позволяющего назначать недееспособным несколько опекунов, включая НКО, невозможно улучшить качество помощи подопечным психоневрологических интернатов, уверена директор московского Центра паллиативной помощи, основатель фонда «Вера» Анна Федермессер. Об этом она заявила в интервью «Коммерсанту».
«Он уберет риски, – заявила эксперт. – Сейчас вся ответственность за человека, имеющего ментальные нарушения, лежит на одном человеке — руководителе ПНИ или ДДИ. Мы видели много таких учреждений. Это современный ГУЛАГ. Все эти учреждения находятся на окраине, задвинуты с глаз людских, их как бы и нет. Они закрыты, там нет волонтеров, туда не ходят люди из внешнего мира, и никакое начальство туда не доезжает. И вот сидит там такой царек, директор, который распоряжается человеческими жизнями, деньгами, временем, силами, мозгами».
По словам Анны Федермессер, введение распределенной опеки позволит открыть изолированные учреждения для внешнего контроля, что неизбежно повлечет за собой повышение качества помощи, улучшение отношения к подопечным, предотвратит нарушения закона.
«Это сродни установкам камер на улицах: поставили камеры — снизилась уличная преступность. Но в ПНИ камерами все проблемы не решишь. Поэтому волонтеры, НКО, внешние юристы, правозащитники должны иметь возможность туда входить. И иметь право защищать граждан, лишенных дееспособности. А в моем случае — еще и занимающих койку в отделении милосердия. Умирающих то есть. И только закон о распределенной опеке может дать нам такое право», – подчеркнула эксперт.